Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Положение о дополнительном образовании детей

Положение

о дополнительном образовании детей

Скачать

1.Общие положения.

1.1.Дополнительное образование детей (ДОД) создается в целях формирования единого образовательного пространства, для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах. ДОД является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования.

1.2. ДОД предназначено для педагогически целесообразной занятости детей в возрасте от 7 лет до 18 лет в их свободное (внеучебное) время.

1.3.ДОД организуется на принципах природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося.

1.4. Объединения ДОД создаются, реорганизуются и ликвидируются приказом директора школы.

1.5.Структура ДОД определяется целями и задачами ОУ, количеством и направленностью реализуемых дополнительных образовательных программ и включает следующие компоненты: кружки, клубы, секции и т.д.

1.6.Руководителем ДОД является заместитель директора по воспитательной работе, который организует работу и несет ответственность за ее результаты.

1.7.Содержание образования ДОД определяется образовательными программами – примерными (рекомендованными Министерством образования РФ), модифицированными (адаптированными), авторскими. При необходимости возможна постановка эксперимента и разработка соответствующих экспериментальных программ, открытие на базе учреждения экспериментальной площадки.

1.8. Прием обучающихся в объединения ДОД осуществляется на основе свободного выбора детьми образовательной области и образовательных программ.

Структура ДОД определяется целями и задачами школы, количеством и направленностью реализуемых дополнительных образовательных программ и включает кружки,  секции, клубы, учебные группы и т.д.

1.9. Штатное расписание ДОД формируется в соответствии с его структурой и может меняться в связи с производственной необходимостью и развитием ДОД в школе. Деятельность сотрудников ДОД определяется соответствующими должностными инструкциями.

 Объединения ДОД располагаются в основном здании школы.

 2. Задачи дополнительного образования детей:

 ДОД направлено на решение следующих задач:

  • Создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей, укрепления их здоровья.
  • Лично-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся.
  • Обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к жизни в обществе.
  • Формирование общей культуры школьников.
  • Воспитание у детей гражданственности, уважения к правам к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.

 3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЪЕДИНЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ. 

 3.1. В ДОД реализуются программы дополнительного образования детей:

различного уровня:

- начального общего образования;

- основного общего образования;

- среднего (полного) общего образования.

направленностей:

- художественно-эстетической;

- физкультурно-спортивной;

-  туристко-краеведческой;

- социально-педагогической;

- военно-патриотической.

3.2. Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической       направленности или комплексным (интегрированным) программам. Для реализации комплексных программ могут быть привлечены 2 и более педагогов, распределение учебной нагрузки между ними фиксируется в образовательной программе.

3.3. Содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации, численный и возрастной состав объединения, определяются педагогом самостоятельно, исходя из образовательно-воспитательных задач, психолого-педагогической целесообразности, санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий, что отражается в Пояснительной записке программы.

3.4. Педагогические работники ДОД могут пользоваться примерными (рекомендованными Министерством образования РФ) программами, самостоятельно разрабатывать программы и соответствующие приложения к ним, либо использовать программы других учреждений дополнительного образования детей.

 4. Организация образовательного процесса.

4.1. Работа дополнительного образования   осуществляется на основе годовых и других видов планов, рассмотренных на заседании Методического Совета школы и утвержденных директором школы.

 4.2.Учебный год в объединениях дополнительного образования начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая текущего года. Во время летних каникул учебный процесс может продолжаться (если это предусмотрено образовательными программами) в форме походов, сборов, экспедиций, лагерей разной направленности и т.п. Состав обучающихся в этот период может быть переменным. При проведении многодневных походов разрешается увеличение нагрузки педагога.

 4.3Расписание занятий в объединениях дополнительного образования детей составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в школе. В этой связи при зачислении в спортивные секции каждый ребенок должен представить справку от врача о состоянии здоровья и заключении о возможности  заниматься в группах дополнительного образования по избранному профилю.

Расписание занятий в объединениях ДОД составляется в начале I и II учебного полугодия администрацией по представлению педагогических работников с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Расписание утверждается директором школы. Перенос занятий или изменение расписания производится только с согласия администрации и оформляется документально. В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному расписанию.

 4.4. Продолжительность занятий и их количество в неделю определяются образовательной программой педагога, а также требованиями, предъявляемыми к режиму деятельности детей в ОУ.

4.5.Деятельность детей осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам. Списочный состав детских объединений ДОД определяется программой педагога, но рекомендуемая численность составляет:

- на первый год обучения – от 8 до 15 человек;

- на второй год обучения – от 6 до 12 человек;

- на третий и последующие годы обучения – от  до 10 человек.

 4.6. Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной направленности, а также изменять направление обучения.

Посещение ребенком занятий более, чем в двух объединениях дополнительного образования не рекомендуется, предпочтительнее совмещение спортивного и неспортивного профилей. Кратность посещения занятий одного профиля рекомендуется  не более  двух раз в неделю.

Рекомендуется продолжительность отдыха между занятиями в общеобразовательной школе и занятиями в объединениях дополнительного образования не менее 40 мин., 1 час занятий равен академическому часу и составляет 30 мин (1-4 кл) до 45 мин (5-11 кл.).

 4.7.Формы контроля знаний:

- изучение и утверждение дополнительных образовательных программ, тематики планирования;

- посещение и анализ занятий;

- посещение открытых мероприятий, творческих отчетов;

- организация выставок и презентаций;

4.8. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

 Участники дополнительного образования имеют возможность участвовать в конкурсах, соревнованиях, выставках различного уровня школьных, окружных, городских и т.д.

5. Формы детских объединений:

- кружок-одна из распространенных форм объединений детей. Кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщение детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.Обучение проводится по образовательной программе, где четко указано время учебных занятий по годам обучения.

- Студия- творческий коллектив, объединенный общими задачами, едиными ценностями совместной деятельности, в котором организованы занятия по усвоению коллективных действий и умений с целью развития художественных и эстетических способностей, выявления одаренности детей, ее поддержки и развития. В деятельности студии преобладает самостоятельная работа детей под руководством педагога.

- Ансамбль- объединение детей- исполнителей или небольшой группы исполнителей художественных произведений, выступающих совместно как единый творческий коллектив.

-Театр- творческий коллектив, который организует свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм и видов занятий.

-Секция- объединение детей, в работе которого обязательно присутствует в результате чего ребятам прививаются определенные умения и навыки, и участие в соревнованиях, где эти умения проверяются.

- Клуб- объединение детей с целью общения по интересам, проведения совместных занятий и досуговой ориентации.

 Занятия в объединениях могут проходить в форме:

  • игр, лекций, диспутов, интегрированных занятий, бесед, экскурсий, репетиций, тренировок, соревнований;
  • творческого отчета кружков художественно-эстетического цикла;
  • участия в смотрах, конкурсах по профилю работы, отчетных выставках, концертах;
  • участия учащихся предметных кружков в олимпиадах, конкурсах научных работ школьников;
  • участие учащихся, посещающих спортивные секции, в школьных, муниципальных, региональных   спортивных соревнованиях.

6.   Управление

6.1.   Руководитель детского объединения, кружка (секции) назначается и освобождается  при­казом директора школы.

6.2.         Руководитель кружка планирует и организует деятельность обучающихся  в кружке (секции), отвечает за жизнь и здоровье обучающихся.

6.3.         Общее руководство работой кружков (секций) осуществляет заместитель директора по ВР в соответствии с должностной инструкцией и приказом  директора.

7. Документация руководителя детского объединения, кружка (секции).

 7.1.       Журнал учета посещаемости детских объединений, кружков (секции), заполненный   в соответствии с требованиями.

7.2.       Программа (план) работы детского объединения кружка (секции) с календарно-тематическим планированием   на учебный год.