Педагогическое взаимодействие школы и семьи
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Педагогическое взаимодействие школы и семьи

Семья и школа – это берег и море.

На берегу - ребенок делает свои первые шаги,

получает первые уроки жизни,

а потом перед ним открывается

необозримое море знаний,

и курс в этом море прокладывает школа.

Это не значит, что он должен совсем

 оторваться от берега... 

Л. А. Кассиль

Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.         

Основными направлениями данной программы являются:

-  совместная работа семьи и школы по повышению педагогической культуры родителей;

- работа по широкому включению в воспитательный процесс школы родительской общественности; активизация  деятельности классного родительского комитета;

- оптимизация системы массовых мероприятий с родителями, работы по организации совместной социально значимой проектной деятельности,  досуга родителей и обучающихся;

- работа по выявлению и использованию в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, традиций семейной народной педагогики;

- активное включение в работу с семьёй социально-психологической службы школы, педагогов дополнительного образования и др.

Воспитательная работа школы строится с учетом того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. С этой целью в школе ведется большая работа с родителями.  Формы и методы работы с родителями разнообразны, но педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности работы учителей с данным коллективом родителей, особенности системы работы школы в целом. Подключение родителей к работе школьных коллективов, является не только способом более глубокого познания ими детей, но и стимулом самообразования самих родителей. У них появляется потребность обогатить свои знания, овладеть неизвестными им методами семейного воспитания. Наиболее эффективными формами работы выступают проведение школьных собраний, оформление стендов, уголков для родителей, дежурство родителей во время проведения праздничных мероприятий, конференции родителей и педагогические кружки. В связи с этим возникает необходимость повышения педагогической грамотности родителей, что может быть реализовано посредством взаимодействия родителей и педагогов, социально-педагогической службой.

Классный руководитель и родители – партнёры в воспитании ребёнка, это означает равенство сторон, взаимоуважение, доброжелательность, заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с родителями. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности классного руководителя к этой работе.

В работе классного руководителя важны цель, принципы, направления, формы и методы работы с родителями. Стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями, что позволит ребенку стать полноценной личностью в современной жизни.

Классному руководителю следует помнить, что он призван, вместе с родителями обучающихся создавать воспитывающую среду, обеспечивать единство требований школы и семьи по отношению к личности ребенка. Этого можно добиться, осуществляя взаимную деятельность, основанную на следующих принципах:

· обращение к чувству родительской любви и уважение ее;

· доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;

· позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

В своей работе классные руководители нашей школы стараются разнообразить формы работы с родителями:

- родительские встречи;

- тренинги;

- родительские вечера;

- деловые игры;

- круглые столы;

- семейные гостиные;

- родительские конференции.

Интересной формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительский вечер - это праздник общения родителей с детьми, праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Уже традиционными в нашей школе стали вечера: "А мамины глаза всегда с волнением глядят за нами", «День пап», «О той, которая дарует нам свет и тепло», посвященные Дню матери, семейный капустник "День, пахнущий мимозой", «Вот и стали мы на год взрослее» - день рождение класса и другие.

Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением. Родительские вечера помогают более тепло и сердечно поднимать вопросы воспитания. Родительский вечер - это возможность найти единомышленников и помощников по воспитанию детей и формированию детского коллектива.

В последнее время достаточно эффективной формой стали тренинги для родителей:

«Корзина чувств», «Мешочек проблем», «Волшебный клубочек», «Круг единомышленников» и другие. Благодаря родительским тренингам, беседа, разговор на родительском собрании проходят более открыто и доверительно.

Успешной формой просвещения родителей является деловая игра. Так для родителей 11-х А и Б классов была проведена деловая игра «Мастер своего дела». Родителей разделили на фирмы, выбрали президентов фирм, учащиеся выступали в роли корреспондентов, брали интервью. Игра состояла из 8 туров: презентация фирм, получение лицензии, обгонялки, один день из жизни фирмы, говорящие фамилии, экономические подсчёты, своё дело, идея. В каждом туре родители получали игровую валюту «фунтики».

В ходе игры родители выполняли тесты, тренинговые задания.Данная деловая игра была направлена на формирование у родителей представлений о важности и значимости выбора детьми будущей профессии.

Одна из эффективных форм общения с родителями - родительские встречи, которые направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей: круглый стол « Его величество - домашнее задание» (10А), собрание – практикум « Как помочь ребёнку учиться» (10 Б), семейная гостиная «Родник, из которого мы черпаем силы - родительский дом» (9В), час общения с родителями«Основы правовых знаний» (9А) и другие. К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса. Нельзя забывать о традициях родительских собраний: красиво оформленные приглашения, ведение родительских дневников, введение в содержание родительского собрания отдельных традиционных рубрик:

Ø«Крылатые фразы о воспитании», «Книжная полка родителей», «Творческая мастерская»

ØОрганизация «Копилки вопросов» - чтобы заинтересовать родителей в общении с педагогом, друг с другом. Это обычная небольшая коробочка, в которую родители складывают вопросы, назревшие у них  в ходе собрания направленные  друг к другу, к педагогу. В конце собрания вытягивается из копилки вопрос, предлагается поделиться опытом «А как это делаете вы?». В конце собрания, для оставления эмоционально положительного фона настроения можно  предложить нарисовать милое симпатичное существо, глядя на которое захочется улыбнуться, почувствовать, сколько тепла оно излучает, взять эту положительную энергию с собой.

ØВ заключение – рефлексия (что понравилось, что не понравилось, замечания и пожелания классному руководителю, благодарность за участие, за активную работу на собрании и пожелание успехов в воспитании детей).

ØСинквейн

Очень интересно прошло родительское собрание – лаборатория «Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации» (9 Б). Подготовку к собранию организовали задолго до дня его проведения: разучивали песни, готовили конкурсы, каждая семья представляла мини – проекты «Мой выход», обсудили ошибки в воспитании, определили пути успешного взаимодействия со своими детьми.

Основной задачей родительских конференций является обмен опытом семейного воспитания, распространение и внедрение лучшего опыта семьи. На классных родительских конференциях  рассматривались следующие темы: «Влияние стилей семейного воспитания на формирование личности», «Семья и школа без жестокости к детям», «Семья и школа как партнёры», « Совместная работа семьи и школы», «Как помочь справиться с трудностями?». Организуя такую работу, педагоги старшего звена привлекают больше родителей в учебно-воспитательный процесс.

Родители совместно с детьми активно участвуют в различных классных и школьных мероприятиях, сопровождают детей на экскурсии и в поездки. Традиционными стали следующие мероприятия и праздники с участием родителей: «Осенняя ярмарка», «Папы, мамы, мы – с физкультурою дружны», «Веселая семейка!», социальные и благотворительные акции «Доброе сердце», «Помоги птицам», «Мы выбираем жизнь», «Моя малая родина». Родители принимают активное участие в организации и проведении различных мероприятий окружного и городского уровня: проведена общешкольная конференция отцов на тему «Роль отцов в воспитании детей», конференция клубов отцов ЖД округа «Воспитание детей в единстве помыслов и дел», активно ведётся работа общешкольного родительского комитета и клуба отцов «Папы 21 века».  

Одна из форм работы с родителями – это расширенные заседания Совета профилактики, где рассматриваются  проблемы профилактики правонарушений подростками и проблема воспитания ребенка в семье.

Проанализировав работу классных руководителей среднего звена по формированию личности обучающегося, можно сделать вывод: вовлечение родителей в совместную деятельность, ориентированную на создание единого воспитательного пространства, активную социализацию обучающихся, позволила родителям стать субъектами образовательного процесса, другими словами, возложила на них ответственность за качество образования своих детей; преодоление противоречий между семьёй и школой путём вовлечения родителей в совместную деятельность:

Совместная познавательная деятельность направлена на формирование IQ-сферы, развивает мотивацию, навыки умственного труда. Родители активно участвуют в организации интеллектуальных игр и дуэлей, являясь авторами турнирных заданий. Проводимый ежегодно фестиваль проектов даёт родителям возможность оценить исследовательскую деятельность своего ребёнка и его одноклассников и приобщиться к поиску решений задач проекта вместе с ребёнком. Родители привлекаются к проведению классных часов, связанных с их профессиями, миром их интересов и увлечений. Это цикл классных часов по основам этикета, просветительские беседы на медицинские и юридические темы,

Совместная трудовая деятельность формирует сознательное отношение к труду и воспитывает трудолюбие. Родители вместе с детьми занимаются благоустройством школьного двора, оформлением кабинета. Сбор макулатуры не обходится без участия родителей. Проводимая ежегодно ярмарка-распродажа семейных поделок тоже способствует вовлечению родителей в трудовую деятельность класса.

Совместная досуговая деятельность направлена на формирование эмоциональной сферы ребёнка и содействует гармонизации семейных отношений. Она включает в себя проведение праздников, концертов, конкурсов, соревнований силами родителей или при участии родителей. Родители организуют экскурсии, походы в театр, на природу. В конце учебного года проводится концерт с участием родителей и детей.

Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный ипротиворечивый окружающий мир. Сегодня перед семьей остро стоит проблема ее дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родители —ребенок», взаимным отчуждением детей и родителей. Семья не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребенка. В настоящее время как никогда общество заинтересовано в максимально полном использовании воспитательного потенциала семьи. Одной из основных задач социального–психологической службы является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков. В случае необходимости социальный педагог и психолог проводят социальную диагностику семьи, определяют тип семьи по различным основаниям классификации.

Подводя итог, хочется отметить, что хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с педагогами, которые помогают вырастить физически и социально здорового школьника.

Зам.  директора по ВР                                       Стёпина Т.А.