Музей истории Железнодорожного округа
Музей истории Железнодорожного округа города Курска был открыт в 1990 году. Он имеет историко-краеведческий профиль. Целью его работы является приобщение учащихся и их родителей к изучению и сохранению памятников истории родного края, города, района, школы.
С 1990 года по 2002 годы руководила музеем Русецкая Лариса Борисовна. Именно благодаря ей были заложены основные традиции в работе музея. C 2002 по 2012 год руководителем являлась Кузьмина Нина Николаевна. С 2012 года руководит музеем Серебрякова Татьяна Владимировна.
Музей истории Железнодорожного округа работает по следующим направлениям :
1.Далёкое прошлое нашего края;
2.Топонимика Железнодорожного округа;
3.Военно-патриотическая работа;
4.Знаменитые люди округа;
5.Быт и нравы жителей округа;
6.История и развитие промышленных предприятий округа.
Совет музея «История Железнодорожного округа города Курска» разрабатывает и проводит экскурсии по темам «Кировский район в годы Великой Отечественной войны», «Ямская слобода», «Улицы Железнодорожного округа», «Рущники Соловьиного края»
Материалы музея отражают основные события истории Железнодорожного округа.
После восстановления Курской крепости, разрушенной в ходе монголо-татарского нашествия, вокруг неё стали появляться слободы-поселения работных и служилых людей.
С XVII века известны Казацкая, Пушкарная, Стрелецкая, Ямская слободы.
Населявшие первые три из них мелкие служилые люди-казаки, пушкари, стрельцы, помещенные на казенной земле за несение воинской службы, занимались также хлебопашеством, ремеслом, торговлей.
Стрелецкая слобода появилась в конце XVI века. Стрельцы подчинялись городским воеводам, несли гарнизонную и пограничную службу, участвовали в походе в пешем строю, имели огнестрельное оружие. Регулярного денежного жалования они не получали; занимались ремеслами, земледелием, торговлей. В начале XVIII века стрелецкие полки были ликвидированы в связи с реформами Петра I.
Долгое время в Курске существовала Стрелецкая слобода как память об исчезнувшей социальной группе. Сейчас на территории бывшей слободы находятся пять улиц и семь переулков с названием Стрелецкие.
Население же Ямской слободы представляло собой особую группу государственных крестьян, которые не платили подушную подать, но отбывали тяжелую натуральную повинность - обслуживание государственных почтовых станций(ям). У них также была земля — главным образом, сенокосная. Ямщики, кроме сельскохозяйственного труда, занимались ремеслом, торговлей, извозом в другие города, в том числе и за рубеж. В сравнении с жителями других слобод они были более зажиточными.
Жители Очаковской слободы занимались, в основном, скотоводством, там появились первые кожевенные заводы, которые дали название улицам.
Сентябрь 1868 года изменил конкретным образом жизнь и быт Ямской слободы. Было завершено строительство железной дороги Москва-Курск, которая прошла восточнее Курска через слободу Ямскую и стала самым крупным промышленным предприятием города.
В конце XIX— начале XX веков курские железнодорожники Ямской слободы стали застрельщиками стачечного движения в Курске в дни первой русской революции. В феврале 1917 года курские железнодорожники первыми приняли известие о свержении самодержавия.
В октябре 1917 года, в первые дни революции, на курском железнодорожном узле создается революционный комитет во главе с А.В.Тулуповым. Под руководством В.В.Фурсова создается рабочая дружина (35 человек), ставшая основой первой в губернии красногвардейского отряда. Вскоре отряд красногвардейцев-железнодорожников возглавил слесарь паровозного депо Р.С.Кукулдава.
5 декабря 1917 года был избран Ямской совет рабочих депутатов. Его возглавил М.Г.Каширцев.
Жители Ямской слободы принимали активное участие в борьбе за укрепление Советской власти. Весной 1918 года на Курском железнодорожном узле началось строительство бронепоезда "Молния ". В его экипаж: вошли 70 молодых бойцов-железнодорожников.
Летом 1919 года, когда деникинцы подступили к Курску, был сформирован 77-й стрелковый полк. В его состав вошли более 2~ тысяч жителей Ямской слободы. В 1920 году 77-й полк отличился в боях против Врангеля на Южном фронте.
Командующий Южным фронтом М.В. Фрунзе писал: "Пока в рядах Красной Армии будут такие героические полки как наш 77-й, легший костьми на поле брани, но ни пяди не уступивший врагу, - она будет непобедима..."
С расширением Ямской слободы постепенно стал застраиваться и завокзальный район, прозванный в народе Мурыновкой. Тут селились погорельцы слободы или ямщики из больших семей, потом постепенно возникли различные склады такие, как лесной купца КГ. Черняка вблизи Щигровского переезда и керосиновый Нобеля.
Владимирский поселок возник после революции, о чем говорит и само название. С 1924 года на землях, прилегающих с юга к Мурыновскому поселку стали возводить первые жилые дома.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. С 28 июня 1941 года в Кировском районе города Курска началось формирование истребительного батальона под командованием заместителя начальника 3-го отделения милиции старшего лейтенанта М.П.Агаркова. 12 июля 1941 года стал первым днем формирования Кировского полка народного ополчения.
29 августа 1941 года гитлеровская авиация подвергла первой бомбежке улицы Владимирского поселка и Курский железнодорожный узел. Было убито и ранено 80 человек. В период подготовки Курска к обороне в октябре 1941 года железнодорожники Курского узла построили два бронепоезда. 24 курских железнодорожника добровольцами влились в состав этих экипажей.
1-2 ноября 1941 года бойцы Кировского полка народного ополчения участвовали в оборонительных боях на северо-восточной окраине родного города.
В период оккупации города (с июня 1942 года по февраль 1943 года) в Кировском районе города действовала подпольная диверсионно-разведывательная группа, возглавляемая паровозным машинистом П.П.Бабкиным, пропавшем на улице Театральная, 12. Ныне на этом здании установлена мемориальная доска. Подпольщики участвовали в проведении диверсий на железнодорожном узле, в спасении из плена раненых советских летчиков (КК.Глужицкого, Н.К.Евграфова, П.И.Бубекова, Т.М.Бомко и других), осуществляли разведку, распространяли сводки Совинформбюро.
Утром 8 февраля 1943 года Кировский район города Курска и железнодорожный узел были освобождены бойцами 1033 стрелкового полка 280й- отдельной курсантской бригады полковника И.А.Гусева.
В ходе подготовки и проведению Курской битвы железнодорожники Курского узла в условиях жесточайших налетов и бомбежек вражеской авиации обеспечивали продвижение воинских эшелонов. 5 ноября 1943 года первому из курян начальнику станции Курск Петру Алексеевичу Шубину было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В послевоенное время в завокзальной части Кировского района началось широкое строительство заводов. Фабрика "Сетеснастъ " превратилась в шпагатно-веревочную. Были построены заводы передвижных агрегатов, "Счетмаш ", кузнечно-прессового оборудования, гипсовый, шарикоподшипниковый, фармацевтический. Одновременно с возведением корпусов промышленных предприятий на территории Владимирского поселка велось строительство жилья для их работников, учреждений досуга и сферы обслуживания.
Школьный музей можно назвать «волшебной машиной времени». В ней в считанные минуты ученик может совершить путешествие в прошлое, сравнить события разных времен.
Школьный музей - широкое поле творчества учащихся и педагогов. Именно их совместная работа позволяет разнообразить формы и методы учебно-воспитательной работы в школе, сделать ее интересной и насыщенной.
Работа музея содержит самые разнообразные формы:
сбор материалов, экспонатов, оформление экспозиций;
встречи с интересными людьми округа;
творческие работы учащихся;
экскурсии по историческим местам;
интервью, переписка с очевидцами исторических событий и знаменитыми людьми;
праздники, посвященные памятным датам;
участие в краеведческих играх районного и городского масштабов.
Значительная часть экспозиции нашего музея посвящена истории Великой Отечественной войны. Ежегодно мы проводим праздники, посвященные освобождению города Курска и Курской битве, годовщине Великой Победы над фашистской Германией. В основном фонде музея имеются интересные материалы: фотографии, записи воспоминаний участников войны, видеоматериалы (хроника военных лет), архивные материалы, найденные остатки материальной части армии (гильзы, штыки, каски, обмундирование), коллекция наград.
Научно - исследовательская работа учащихся, основанная на изучении письменных и вещественных исторических источников, помогает учащимся в составлении и проведении экскурсий, повествующих о тех героических страницах в истории нашего округа. События Великой Отечественной войны легли в основу таких экскурсий, как:
1. Участие жителей района в обороне города Курска;
2. Организация и деятельность подпольно-диверсионной группы Бабкина;
3. Вклад курских железнодорожников в победу над врагом;
4. Памятники Великой Отечественной войне на территории округа;
5. Их именами названы улицы нашею округа.
Незабываемым событием стал митинг-протест «Это не должно повториться», где в разной форме: рисунки, стихи, песни, подбор хроникально-документальных кадров звучал протест против войны, фашизма.
Экспозиция «Верные долгу» посвящена памяти моряков, погибших на АПК «Курск» и о жителе Железнодорожного округа Дмитрии Старосельцеве. В экспозиции представлены письма, фотографии, документы, которые были переданы в музей мамой Д. Старосельцева. По материалам музея был разработана экскурсия «Они ушли в бессрочный поход».
Традиционным стало празднование Дня народного единства, праздника, несущего идею о том, что в самые трудные моменты истории все слои российского общества объединяются и не жалеют ничего для спасения своей Родины. В такие минуты Россия непобедима. Принимая участие в научно-исследовательской работе, учащиеся привлекаются к работе в госархиве, музеях, Курской картинной галерее.
На базе музея действует детское объединение «Лаборатория мысли» при активном участии членов объединения в школе создается Книга Памяти. Краеведы школы неоднократно занимали призовые места в городских и окружных мероприятиях. В 2014, 2015 гг. совет музея принимал активное участие в окружной воспитательной программе «Школьный музей»-проект «Никто не забыт, ничто не забыто»; окружной конкурс экскурсоводов «Часовые незабытой войны», посвященный 70-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне; в имитационной деловой игре по созданию «Музея-экспозиции праздника День народного единства»; в окружной акции, посвященной празднику «День Неизвестного солдата».
Работа в музее помогает школьникам стать гражданином России. Ведь для того, чтобы стать им, надо знать прошлое всей страны, ее традиции, жить ее заботами.