Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Культура питания - основа здорового образа жизни

КУЛЬТУРА  ПИТАНИЯ –ОСНОВА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 

МамедоваГ.Н. (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К. Д. Воробьёва» города Курска)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

(Слайд 1) Правильное питание необходимо для поддержания здоровья и работоспособности ребенка в школе, поэтому очень важно соблюдать правила рационального питания во все возрастные периоды его жизни. Этому вопросу в школе уделяется особое внимание.

Несомненно, родители стараются привить ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Но для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни необходима совместная работа школы и родителей. Наблюдения и исследования показали, что, уходя в школу, 25% детей утром не завтракают, им не хочется есть, 30% едят меньше половины того, что необходимо для нормального питания, 23% детей – едят половину полноценного завтрака и только 22% завтракают так, как требует норма. После двух часов пребывания в школе у ребенка, не позавтракавшего утром, появляется головокружение. Поэтому большое значение имеет организация питания в школе. (Слайд 2)

Наша школа является региональной стажировочной площадкой по организации школьного питания, победителем областного конкурса «Лучшая столовая» (2012 г.). Организатор питания - курский комбинат «Школьник». (ИП Дюкарева Л.Н.) (Слайд 3) Деятельность педагогического коллектива нашей школы по организации питания и формированию культуры здорового образа жизни направлена на решение следующих задач: (Слайд 4)

         

           -сформировать у обучающихся 1-11 классов основы рационального питания с целью формирования собственных стратегий и технологий правильного питания;

-сформировать у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье и здоровье окружающих; (Слайд 5)

-осуществлять рациональное питание вшколе, содействуя сохранению здоровья каждого школьника; (Слайд 6)

          -расширить и разнообразить взаимодействие школы, родителей и общественности в вопросах укрепления здоровья учащихся

Для реализации задач и программы организации питания детей директором школы издан и утвержден ряд документов, разработаны общие положения, методические указания по организации рационального питания обучающихся образовательной школы. (Слайд 7)

          Питание обучающихся осуществляется в соответствии с перспективным меню. При составлении рациона питания обращается особое внимание на обеспечение энергетического баланса питания детей и подростков. (Слайд 8)

          Пища для детей разнообразна, дополнительно обогащается витаминами. Постоянно в меню включаются фрукты, овощные салаты. Работники пищеблока проводят витаминизацию напитков. (Слайд 9)

Чистота, уют, хорошее оформление зала, соблюдение порядка в столовой способствуют привитию детям навыков культуры потребления пищи. Время приема пищи постоянное и соответствует физиологическим особенностям детей разного возраста.  Для организации питания в расписании уроков предусматриваются перерывы на 15 минут. В столовой организовано дежурство администрации, учителей, обучающихся в соответствии с графиком. Приобретена форма для дежурных. (Слайд 10)

В школе сложилась определенная система контроля за организацией питания. Медицинский работник школы ведет наблюдение за качеством приготовления пищи и культурой обслуживания. Гарантией качества продукции является ежедневный бракераж готовой пищи, которому подвергается каждая партия продукции, контролирует соблюдение санитарных правил в столовой, участвует в витаминизации блюд, выявляет обучающихся, нуждающихся в диетическом питании, следит за соблюдением санитарно-гигиенических требований обучающимися, проводит тематические беседы по данной теме. (Слайд 11)

Формирование культуры питания обучающихся и родителей является важным направлением деятельности педагогического коллектива. Большая роль в этом отводится классным руководителям, которые проводят индивидуальную и групповую работу  с детьми и  родителями, осуществляют  мониторинг эффективности  здоровьесберегающей деятельности.

Социальный педагог совместно с классными руководителями выявляет обучающихся из малообеспеченных семей и нуждающихся в бесплатном питании, имеющих доход на человека ниже минимального прожиточного уровня.

Члены родительского комитета организуют лектории по просвещению родителей «Правильное питание – залог здоровья»; проводят беседы с обучающимися, помогают в конкурсах, во внеклассных мероприятиях на тему «Я и мое здоровье».

Формирование культуры питания мы начинаем в начальной школе. С этой целью для обучающихся 1-4 классов введены классные часы по программе «Разговор о правильном питании» под редакцией М. М. Безруких, Т. Д. Филипповой: «Самые полезные продукты», «Гигиена питания», «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?», «Что надо есть, если хочешь стать сильнее?», «Где найти витамины весной?»,«Овощи, ягоды, фрукты –  самые витаминные продукты». (Слайд 12) Эта программа предполагает активное вовлечение не только детей, но и родителей. Дети в игре узнают о полезных и необременительных для семейного бюджета блюдах, о традициях русской народной кухни, о режиме и культуре питания. (Слайд 13). Ребёнок на этих занятиях трудится в коллективе. Дома дети на практике усваивают полученные знания, активно вовлекают родителей: конкурсы фотографий, конкурсы блюд. Например, 13 апреля 2014 года семьи обучающихся начальных классов принимали участие в городском мероприятии «Папа накормит всех», который организовывал молодёжный центр «Спектр» с поддержкой СМИ на базе кафе «Гудвин» (Слайд 14) Обучающиеся 3 класса Д и 9 класса Б 17 апреля завершили работу над проектом «Пасхальная радость». Одним из этапов этого проекта являлось изучение русских обычаев и традиций, связанных с праздником. Дети совместно с родителями выпекали дома пасхальные куличи, красили яйца. (Слайд 15) Обучающиеся 9 класса под руководством заведующего столовой Тарасова А. Н. в школьной столовой самостоятельно выпекали куличи. По завершению работы во главе с директором школы Бесединой Е. В. поздравили ветеранов со светлым праздником «Пасха». (Слайд 16)

     Для обучающихся 5-11 классов используется программный материал на уроках биологии, природоведения, технологии, на классных часах расширяется в рамках следующих тем: «Физиология и гигиена питания», «Питательные ценности различных пищевых продуктов», «Норма питания», «Суточный рацион растущего организма», «Профилактика пищевых отравлений и признаки отравления», «Привитие гигиенических навыков в связи с принятием пищи», «К тебе пришли гости. Сервировка стола». (Слайд 17)

Внеклассная работа по формированию культуры здорового питания проводится в различных формах: КВН, праздники, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, мастер-классы и др. (Слайд 18,19) Большой интерес вызывают конкурсы по приготовлению школьниками полезных блюд. (Слайд 20, 21) Обучающиеся активно принимают участие в конкурсе рисунков на тему «Разговор о правильном питании», лучшие рисунки затем презентуются на школьной выставке. 25 апреля 2014 года одни из лучших рисунков были представлены на региональной научно-практической конференции «Современные подходы к организации школьного питания». Группа обучающихся 4 класса В участвовала в музыкальном приветствии участников этой конференции. (Слайд 22)

Важным показателем результативности  работы школы по формированию культуры  рационального питания является уровень охвата школьников горячим питанием. В нашей школе он составляет 94 %.

Совершенствование деятельности педагогического коллектива по формированию культуры питания направлено на укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения.