Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Библиотечный час

Библиотечный час

Советы доктора Неболейки

«О пользе горячего питания или Правильное питание – залог здоровья»

Заведующая библиотекой:

Абрамова Марина Анатольевна

 

Библиотекарь: Добрый день, ребята! Как ваши дела? Я к вам в гости пришла не одна: со мной наш старый знакомый доктор Неболейка. Он где-то здесь ходит, давайте его позовем!

Дети: Доктор Неболейка!

Доктор Неболейка: (заходит) Здравствуйте, дети! Все здоровы? В самом деле? Помните из наших прошлых уроков, что необходимо для того, чтобы быть здоровым и долго жить?

Дети:   - Заниматься зарядкой.

- Соблюдать правила гигиены.

Д. Н.: Правильно, но есть еще одно правило. Так как впереди у нас холодная зима, мы поговорим сегодня о пользе горячего питания для детского организма. Опыт врачей и учителей показал, что школьники, не употребляющие горячую пищу во время учебного дня, быстрее утомляются, чаще жалуются на головные боли, боли в желудке, плохой привкус во рту и пониженную работоспособность. Есть среди вас такие?

Ответы детей

Литературный экскурс:

Б-рь: Когда-то древнегреческий философ Сократ дал людям такой совет:

« Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть» .Все любят вкусно покушать и у всех свои пристрастия в еде. Например, великие люди (выставляет по очереди портреты) – что они любили поесть? Баснописец И. А. Крылов очень любил гречневую кашу, французский писатель Стендаль не мыслил жизни без яичницы, а у Петра 1 при одном виде артишоков текли слюнки.   Н. В. Гоголь обожал квас, Л. Н. Толстой – щи, а А. С. Пушкин даже на смертном одре попросил морошки.

А вы, ребята, как считаете, какие продукты должны присутствовать в вашем питании?

Дети: Мясо, молоко, яйца, хлеб, сахар…

Несколько ребят перебивают их: Фу, это невкусно

Б-рь: А что же , по вашему, вкусно?

Дети: Суп в «стакане» - это круто

Приготовлю за минуту

Кириешки и хот-дог

Уплетем за обе щеки!

Чипсы – просто объеденье!

Все хрустим мы в упоенье!

Компот варить нам нет нужды –

Ты даже не пытайся!

Вот порошок – добавь воды,

И соком наслаждайся.

И жвачки и конфеты, вкусные сухарики,

Чипсы, чипсики , хот-доги

Всем нам очень нравятся!

Литературный экскурс

Б-рь: Да, ребята, много чего вкусного вы любите. Ваш дружный рассказ напомнил мне одного литературного героя, с ним произошла очень смешная история. (Зачитывает небольшой фрагмент из книги В. Драгунского «Что любит Мишка» с рекомендациями дальнейшего самостоятельного прочтения) Ну а что же делать с вашими пристрастиями? Доктор Неболейка, может быть вы расскажете нам – что же собой представляют эти продукты, которые ребята считают правильным питанием?

Д. Н.: Все эти продукты могут вызвать аллергию, дефицит кальция в организме, в результате, ваши кости могут стать очень хрупкими. Употребление чизбургеров, чипсов, конфет, газировки в больших количествах – это путь к витаминной недостаточности и хроническому заболеванию желудка. Так что, дорогие ребята, не слишком доверяйте рекламе, если хотите сохранить здоровье.

Б-рь: Доктор, я для ребят оформила выставку книг о правильном питании. В них я прочитала, что школьный урок для организма – это сильное умственное напряжение и учащиеся расходуют большие запасы энергии, а, чтобы ее восполнить, необходимо горячее питание, конкретно, горячие завтраки. Пользы от них намного больше, чем от булочек и бутербродов, так как они позволяют восполнить запас энергии. Ещё в книгах говорится, что горячие завтраки высококалорийны, обеспечивают длительную работоспособность и благоприятно влияют на здоровое развитие организма. Так ли это?

Д.Н.: Да, это так! Завтрак, это 1-й прием пищи за день, самый важный и основной. За день вы, ребята, тратите очень много энергии и поэтому вам надо зарядиться ею с утра. На завтрак вам не нужно готовить каких-либо изысканных блюд: вполне подойдут омлет или творог в любом виде и, самое главное, каши. Они могут стать панацеей от многих заболеваний. Я бы хотел, чтобы каши сами о себе немного рассказали .(Выходят участники, у каждого в руках плакат с нарисованной тарелкой каши)

Гречневая каша: Я очень полезна для желудка и кишечника. Во мне огромное количество витаминов, и еще я вывожу из организма вещества, которые его отравляют.

Кукурузная каша: А я занимаю первое место среди каш при сильных болях в животе.

Манная каша: Я укрепляю ваши кости, во мне много белков, витаминов и минеральных веществ.

Рисовая каша: Я очень полезна, когда у вас заболит живот или кишечник, особенно, когда он расстроен Еще я укрепляю нервную систему и повышаю интеллект.

Овсяная каша: Я тоже укрепляю нервную систему, устраняю желудочные боли, усиливаю обмен веществ и вывожу шлаки.

Д.Н.: Спасибо, каши дорогие, помощники нашего здоровья! А ведь есть еще каши пшеничные, пшенные, чечевичные и ячневые – чрезвычайно полезные для вас. Каждый день можно готовить разные каши, ведь ,именно каши лежат в основе здорового питания. Все сухие завтраки и мюсли не приносят такой пользы, как каши, которые содержат каждая свои сбалансированные природой незаменимые витамины, необходимые для организма.

Б-рь: Спасибо, доктор Неболейка, за очень интересный и полезный рассказ. А теперь, ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть и отгадать загадки по теме нашего занятия. (Загадки по теме «Еда и питье» из любого сб. загадок.) Напр.: И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко, а всех милей /Хлеб/; Одну меня не едят, а без меня не едят /Соль/ ; Сидит на ложке, свесив ножки /Лапша/ и др. Молодцы! Все ответы правильные!

Д. Н.: Ребята, скажите, что вы кушаете на обед?

Дети: Суп, борщ, картошку, котлеты ,рыбу…

Д. Н.: А что любите кушать на обед? Первые блюда любите?

Дети: Лучше - вторые и что-нибудь вкусненькое…

Д.Н.: А это неправильно. Употребление только вторых блюд не вызывает достаточного выделения желудочного сока, а, значит, пища намного дольше задерживается в пищеварительном канале, бродит, раздражает желудок, что и приводит к хроническим заболеваниям.

Б-рь: Что же делать? Ведь многие ребята в столовой отставляют тарелку с супом в сторону и принимаются за макароны с котлетами. Полезны ли супы?

Д.Н.: Конечно, полезны! Даже больше – они необходимы! Наша страна расположена в достаточно холодном климате, а при кушанье супа мы не только нагреваемся, но и наедаемся. Диетологи всего мира давно пришли к выводу, что люди, которые регулярно едят супы и бульоны, гораздо здоровее и реже бывают полными, чем те, которые ими пренебрегают.

Б-рь: Значит, супы должны обязательно присутствовать в нашем обеде?

Д.Н.: Конечно. Ведь, не зря в народе говорили «Щи да каша – пища наша». Обед – это вторая важная трапеза за день. Лучше супа на обед может быть только суп. Ведь в этом блюде есть все, что нужно нашему организму: мясо, не менее 5 видов овощей. Это диетическое и очень полезное для нашего желудка блюдо. Вот послушайте ,что говорит об этом научный сотрудник НИИ питания РАМН , к. м. н., Наталия Таран: «Тепло – это всегда дополнительный источник энергии, а зимой горячая еда – это помощь организму в самообогреве. Особенно полезны горячие супы. Они усиливают кровообращение, желудок лучше воспринимает пищу, а тепло способствует перевариванию». В пользу первых блюд говорит еще и то, что оно есть у всех народов мира.

Б-рь: А сейчас я объявляю конкурс «Суповая фантазия». (Школьники разбиваются на две команды, они получают карточки с названием ингредиентов для первых блюд: картошка, , зелень, капуста ,морковь, свёкла, ананасы, изюм, бананы и многое другое. Дети должны, используя карточки, «сварить» супы: классические, сладкие, фантазийные; назвать их и защитить своё творчество)

Д.Н.: Если вы, ребята, будете соблюдать все мои рекомендации, вы всегда будете здоровы и органы в вашем организме будут работать без перебоев. А какие же это органы?

Дети по очереди называют «Алфавит здоровья»:

А -   артерии

Б   -   бронхи

В   -   вены, волосы

Г   -   глаз

Д   -   диафрагма

Ж   -  железа, желудок

З   -   зубы

К   -   кожа, кровь

Л   -   легкие

М   -   мозг, мышцы

Н   -   нервы, нос

О   - организм

П   -   позвоночник, печень

Р   -   рот

С   -   сердце, скелет

У   -   ухо

Ч   -   череп

Я   -   язык

Б-рь: Ребята, давайте все дружно скажем доктору Неболейке   «спасибо» за его полезные советы и пообещаем ему всегда теперь правильно питаться.

Дети: (читают стихи по очереди)

Наш веселый дружный класс
В этот день и в этот час
Вам расскажет про питанье,
И про наше воспитанье.
Чтоб учиться всем на «5»,
Чтобы все запоминать,
Чтобы выполнять заданья,
В школе нам нужно питание!
  Всем мы классом, как один
Дружно свой обед едим.
Вовремя пришли и сели,
Нам накрыли, мы поели.
 
Чай горячий с булкой сладкой
Обожают все ребятки.
Горячее питание –
Это стимул к знаниям!
Вкусно все поесть мы любим
И питаться в школе будем
Мы совсем не всухомятку,
А, как надо, по порядку!
Борщ на первое съедаем,
Кашу просто обожаем!
И котлеты, и компот

Так и просятся к нам в рот.
Если мы не поедим,
Мы задачу не решим.
Если не поели в срок,
Не задастся наш урок.
Горячее питание
Нас побуждает к знаниям.

Чтобы лучше заниматься,
Надо всем организованно питаться!

Библиотекарь проводит обзор книг у книжной выставки о пользе правильного питания «Искусство быть здоровым: кодекс питания»