Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Круглый стол

Круглый стол для родителей:

«Как сохранить здоровье младшего школьника»

Учитель начальной школы:

Бобовникова Е.В. 

Дата проведения: по выбору классного руководителя.

Форма проведения: круглый стол.

Продолжительность: 1 час.

Цель: ознакомить родителей учащихся с факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья обучающихся дома и в школе.

Задачи: информировать родителей о стоянии здоровья учащихся на момент проведения собрания; создать условия для осознания родителями некоторых факторов, способных пагубно влиять на здоровье школьников, а также для осознания родителями необходимости совместной работы школы и семьи для сохранения и укрепления здоровья детей; разработать программу совместной работы школы и семьи по сохранению и укреплению здоровья учеников.

 

1. Подготовительный этап

Классный руководитель в период подготовки к родительскому собранию организует следующие мероприятия:

  1. Анализ состояния здоровья учащихся школьной медицинской сестрой, который должен включать:

- общие сведения о физическом развитии и группе здоровья учащихся класса;

- общие сведения о заболеваемости детей класса на период проведения родительского собрания;

- сведения о профилактических мероприятиях по предупреждению инфекционных заболеваний;

- сведения о режиме работы, меню, качестве пищи в школьной столовой;

- информацию о работе и возможностях школьной медицинской сестры.

2.     Подготовка к выступлению врача-педиатра из числа родителей учеников или специально приглашенных классным руководителем.

3.        Подготовка материала для проведения педагогического всеобуча для родителей.   

2. Организационный этап

Родители учащихся рассаживаются за круглый стол.

Классный руководитель сообщает тему и цель, а также задачи родительского собрания, который нужно решить.

На собрании желательно присутствие школьного психолога, школьной медицинской сестры, врача-педиатра. Приглашенные родители и гости представляются друг другу классным руководителем.

Классный руководитель заранее проводит анкетирование родителей по представленной ниже анкете-опроснику с последующим анализом полученных результатов.

Вопросы анкеты:

  1. Как вы оцениваете состояние здоровья вашего ребенка?

- хорошее;

- удовлетворительное;

- плохое.

2. Изменилось ли состояние здоровья вашего ребенка за период обучения в школе? Если «да», то изменения произошли:

- в лучшую сторону;

- в худшую сторону.

3.  Какие причины, на ваш взгляд, могут влиять на ухудшение здоровья вашего ребенка в период нахождения его в школе?

4. Какие факторы, по-вашему мнению, способствуют укреплению здоровья вашего ребенка?

5.  На что классному руководителю стоит обратить внимание при работе с вашим ребенком?

3. Ознакомление родителей с результатами анализа состояния

здоровья   учащихся на момент проведения родительского собрания

Анализ состояния здоровья школьников класса, выполненный медсестрой в период подготовки к родительскому собранию, лучше наглядно оформить в виде плаката, записей на доске или выполнить проецирование материала на классную доску в виде следующих таблиц.

Таблица 1

п/п

Список учащихся

Класса

Группа здоровья

учащегося

Физкультурная

группа

учащегося

Кол-во дней,

пропущенных по болезни

 

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

Общее количество дней, пропущенных по болезни, по классу:

 

 

Таблица 2

п/п

Основные виды заболеваний

учащихся класса

Кол-во учащихся, подверженных

данному заболе-ванию, %

Кол-во учащихся, пропустивших учебные занятия по причине этого заболевания, %

1.

Простудные заболевания

 

 

2.

Заболевания зрения

 

 

3.

Заболевания желудочно-кишечного тракта

 

 

4.

Вегето-сосудистые заболевания

 

 

4. Выступление врача-педиатра

Врач-педиатр сообщает родителям о современных и наиболее распространенных детских заболеваниях, методах их устранения и профилактических мероприятиях по их предупреждению. Выступление должно содержать информацию о современных лекарственных препаратах, которые могут применять родители в домашних условиях. Затем врач-педиатр отвечает  на вопросы родителей на интересующие их темы.

 

5. Проведение педагогического всеобуча для родителей

Классный руководитель. Здоровье надо понимать как состояние души и тела, не совместимое с безрадостным настроение. Говорят, что минута смеха продлевает жизнь. По статистике, взрослый человек в среднем смеется пятнадцать раз в день, а ребенок, по крайней мере, раз пятьдесят. Это означает, что, повзрослев, человек теряет восприимчивость ко многим явлениям, которые прежде вызывали смех. Вызываемые же смехом биологические процессы укрепляют иммунную систему организма. Кроме того, оптимисты лучше учатся. Для подтверждения этого факта проводился эксперимент: испытуемым предлагалось запомнить определенный список слов, часть группы находилась в приподнятом настроении – люди только что получили неожиданный подарок; остальные же, наоборот, были в подавленном состоянии. Выяснилось, что те, кто испытывал радость, запомнили 78% слов, а находившиеся в плохом расположении духа – только 47%. Оптимисты отличаются повышенной реакцией, способностью вырабатывать стратегию решений.

Безопасность ребенка в школе зависит и от родителей, от их участия в школьной жизни. Чтобы противостоять опасности, надо о ней знать. Аллергия или даже экзема может приключиться от обычного школьного мела. Врачи давно предупреждали: дети не должны прикасаться к мелу руками. Какой же вывод?  Нужно оборачивать кусочки мела бумагой или фольгой.

Вместе со старым учебником ребенку могут достаться микробы и инфекции предыдущего владельца. Лучше позаботиться о том, чтобы у вашего ребенка был свой набор новых учебников.

Сорок минут сидения на уроке вызывают напряжение мышц спины, нагрузку на позвоночник, снижение вентиляции легких, что может привести к воспалительным процессам. Очень скоро послушный ребенок, сидящий за партой не шелохнувшись, начинает зевать, что является дополнительной вентиляцией легких. Признаки переутомления: дети становятся рассеянными, хуже понимают материал, кто-то грызет ногти, кусает губы. Чтобы избежать этих негативных воздействий на здоровье учащихся, в каждой школе, в каждом классе продумана система мероприятий, именуемая «здоровьесберегающие  технологии». Нужно, чтобы родители и дома поддерживали школьные начинания одним простым способом – своей заинтересованностью, включением в организацию по здоровьесбережению.

Если ребенок, приходя из школы, жалуется на усталость и головную боль, нужно проанализировать, что он ест на завтрак в школе и дома. Одной из причин его недомогания может быть неполноценное питание.

Почему необходим завтрак? В школе дети тратят много умственной и физической энергии, поэтому им необходимо основательно подкрепиться перед занятиями, иначе они будут быстро уставать и не смогут хорошо усваивать учебный материал.

Как лучше организовать завтрак школьника? Это зависит от физических данных ребенка, пристрастий в еде и от биоритмов. Так, у детей-«жаворонков» по утрам хороший аппетит, а вот дети-«совы» от утренних завтраков часто отказываются. Родители должны это учитывать. Если ребенок есть по утрам с удовольствием, нужно этим воспользоваться и покормить его основательно перед школой. Но не стоит впихивать еду насильно – такие действия вместо пользы могут привести к развитию у ребенка невроза в виде стойкого отвращения к еде. Лучше дать ребенку что-нибудь из еды с собой.

В утренний рацион школьника обязательно должны входить продукты, богатые белками, поскольку белки, повышая возбудимость нервной системы, способствуют лучшей адаптации детей к школьным нагрузкам. Это могут быть бутерброды с сыром, колбасой, ветчиной или рыбой; кусок отварного мяса, любая молочная каша, омлет, вареное яйцо, творог, йогурт. При дефиците времени можно ограничиться стаканом молока или кефира с булкой. Помимо белковой продукции на завтрак ребенку желательно давать и что-нибудь из растительной пищи: яблоко, грушу, апельсин, огурец, помидор. Не стоит по утрам игнорировать горячее питье: чай с лимоном, ягодные морсы, какао. Важно, чтобы завтрак ребенка был питательным и разнообразным по составу пищевых веществ – белков, жиров, углеводов,    витаминов и минеральных элементов.

Наиболее подходящее блюдо для завтрака – каша. Каша исконно русское блюдо. Специальные каши варились для любого знаменательного события:

  1. Бабина каша (при рождении ребенка).
  2. С ним каши не сваришь (мирный договор у князей).

Каша содержит большое количество питательных веществ, легко усваивается организмом. Очень полезна гречневая каша. Далее – каши из овса, риса. Манная каша – самый калорийный продукт, ее следует есть перед контрольной, соревнованиями, работой. Утренняя каша – не наказание, а залог бодрости на много часов. На голодный живот – ничего на ум нейдет.

Для правильной организации домашнего завтрака школьника необходимо учитывать следующие моменты:

- индивидуальные особенности ребенка;

- распорядок и напряженность дня;

- наличие, калорийность и качество горячих завтраков в школе.

В нашей школе организовано горячее питание школьников. Мы ходим в столовую в 11 часов. Завтраки и обеды разнообразные, вкусные, полезные и совсем недорогие. Не забывайте, школьник должен получать пять приемов пищи в день, из них три – с горячим блюдом. Соблюдение режима питания – один из важных факторов по профилактике заболеваний.

Считаю необходимым напомнить, что кондитерские изделия, газировка, чипсы, копчености, жирная пища и даже колбаса – это те продукты, которые вообще должны быть исключены из детского рациона.

Продолжим. Обед дома. В состав обеда должны входить три-четыре блюда: суп, мясо или рыба с гарниром, третье блюдо, а также закуска. На закуску хорошо годятся овощные салаты, тертая морковь, капуста. Многие дети не любят суп, но он необходим для полноценного обеда. Мясное и рыбное блюдо подаются с гарниром из овощей, макарон или каши, или в виде смешанных блюд: рагу, голубцов, фаршированных овощей. В качестве третьего блюда обычно предлагается компот из сухих или свежих фруктов.

Полдник в отличие от остальных приемов пищи, может состоять из печенья, булочки, зефира или хлеба с мармеладом. Подходящие напитки сок, молоко, чай или какао.

Ужин – последний за день прием пищи, после которого не должно быть никаких перекусов. В том числе семечек, сухариков или попкорна перед телевизором. Съесть его надо не позже, чем за два часа перед сном. Ужин состоит из горячего блюда, например, рыбы, каши, яичницы или запеканки. Также подходят для ужина те блюда, которые подаются в обед на второе.

В перерыве между основными приемами пищи школьник может есть фрукты или овощи.

Бывают и такие ситуации: родители надышаться не могут на своего ребенка, защищают его от малейшего ветерка, кормят его по тщательно сбалансированному меню, оберегают от потенциального контакта с микробами. В результате у ребенка складывается впечатление, что мир полон страшных опасностей, неизлечимых болезней, бешеных собак, маньяков, террористов, пьяных водителей. Намного проще оградить ребенка от внешнего мира, чем научить своего ребенка самостоятельно справляться с трудностями. Отпустить одного в школу, начать обливания холодной водой, доверить самостоятельно выполнять уроки – значит взять на себя серьезную ответственность. Привыкший же отвечать за свои поступки ребенок уже имеет свой собственный жизненный опыт, независимый взгляд на мир, будет иметь оптимистичный характер, что сопутствует сохранению и укреплению душевного здоровья.

 

6. Подведение итогов родительского собрания

Решение родительского собрания следующее:

  1. Использовать информацию, полученную на родительском собрании для сохранения и укрепления здоровья детей.
  2. Поощрять детей, стремящихся к сохранению и укреплению своего здоровья, а также их родителей.