Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Работа школьной библиотеки

Школьная библиотека  расположена на третьем этаже образовательного учреждения по адресу: г. Курск, ул. Республиканская, 50Б/1

Занимает изолированное  приспособленное помещение S = 75,1м². Капитальный ремонт библиотеки (зона читального зала), частичная замена  библиотечной мебели, информационное и эстетическое оформление были сделаны в июне 2014 года.  В библиотеке оборудованы места для работы пользователей библиотеки, а так же информационная зона, книгохранилище  и рабочее место библиотекаря.  Хранилище под учебники занимает отдельное помещение - приспособленную комнату S = 16,8 м², расположенную на третьем этаже школы, изолированную от библиотеки.

Организует работу библиотеки и читального зала заведующая библиотекой, имеющая  высшее специальное образование, общий стаж работы -31 год, библиотечный стаж работы – 31 год.

Библиотека работает по плану, утвержденному директором общеобразовательного учреждения. В качестве структурного подразделения общеобразовательного учреждения принимает участие в аттестации и аккредитации МБОУ.

Основными направлениями деятельности библиотеки являются:

- содействие педагогическому коллективу в обучении и воспитании обучающихся в рамках ФГОС;

- обеспечение учебного и воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного и информационно-библиографического обслуживания;

- привитие любви к книге и воспитание культуры чтения, бережного отношения к  печатным  изданиям;

- руководство чтением детей;

- привлечение учащихся к систематическому чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи и мышления, познавательных интересов и способностей;

- оказание помощи в широком распространении научно-педагогических знаний;

- содействие повышению научно-методического педагогического мастерства работников школы.

Материально-техническое оснащение библиотеки обеспечивает возможность обеспечения доступа:

 - к множительной технике для тиражирования учебных и методических материалов, результатов деятельности учащихся;

В свете требований ФГОС библиотека постепенно комплектуется:

 - новыми  учебниками, в том числе с электронными приложениями (УМК для 1-8 классы) ;

 - учебно-методической, справочной и  художественной литературой;

- медиа-ресурсами на электронных носителях (информационно-образовательными и аудио-книгами);

Фонд библиотеки.

Фонд библиотеки укомплектован научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:

- младшего школьного возраста (I группа 1-ые классы, II группа 2-4 классы),

- среднего школьного возраста (5-8 классы),

- старшего среднего возраста (9-11 классы);

учебниками и учебными пособиями, педагогической и методической литературой для педагогических работников и родителей.

Фонд расставлен по таблицам ББК. В целях безопасности фонд закрытый, частично открыт фонд детской литературы по темам «В мире сказок», «Природы дивная краса», «Волшебный мир поэзии».  Постоянно обновляются открытые тематические книжные выставки читального зала, которые   частично раскрывают закрытый книжный фонд: «Город, что сердцу дорог», «Книжная Вселенная в год литературы», «Нас разбудит оркестра негромкая медь: к 70-летию Великой Победы», «Земля – наш общий дом: к дню Земли», «За страницами школьных учебников», « Девчонки и мальчишки, а также их родители, журналы интересные прочесть не хотите ли?», «Мир ярких звуков, трепетных созвучий»: к Дню музыки;    К юбилейным литературным датам,     Книги-юбиляры 2014 года.

Библиотечное обслуживание читателей осуществляется в соответствии c «Положением о библиотеке», утвержденным директором МБОУ. Читатели получают во временное пользование печатные издания и другие виды изданий из фонда библиотеки, пользуются библиографическим и справочно-информационным обслуживанием, принимают участие в массовых мероприятиях города и школы:

   -   Краски родной природы: литературный час к 90-летию Е. И. Носова;

   -   Словари – это Вселенная в алфавитном порядке: библиотечный урок ;

   - «Вдоль по волшебной реке» - игра-путешествие по книгам Э.Успенского;

   - «Широкая Масленица»: литературный праздник;

   -  «71-й годовщине освобождения города Курска посвящается… »  ;

   - «Волшебник из Копенгагена» - цикл мероприятий, посвящ. Международному Дню детской книги и дню рождения Г. Х. Андерсена (3-4 кл.);

    - «В судьбе природы – наша судьба» : обзор книг по экологии;

   - «Праздник со слезами на глазах» - литературные чтения у книжной выставки;

   - Встреча с курским поэтом В. Н. Рябининым в литературной гостиной;

   -  проведен цикл бесед к Дню народного единства; и др.

В связи с введением ФГОС зав. библиотекой была разработана и составлена  рабочая программа по внеурочной деятельности «Книжкины друзья» для обучающихся 1 - 3-х классов;

Заведующая библиотекой постоянно контролирует соблюдение «Правил пользования библиотекой», формирует у читателей навыки независимых библиотечных пользователей.

 В библиотеке систематически ведется «Дневник работы», в котором учитываются сведения о коллективе и составе читателей по группам, об объеме выданных изданий и распределение их по отделам библиотечной классификации; дополнительно  введены графы, характеризующие объем выданных учебников, периодической печати, справки. Таким образом, наиболее спрашиваемыми среди читателей являются художественная литература, фонд энциклопедической  и справочной литературы, детская периодика. По анализу читательских формуляров можно сказать об интересе детей к книгам о природе, приключениях, об истории, но основа запросов – литература по школьной программе.  Большое количество учащихся постоянно посещают читальный зал. Это связано с приобретением библиотекой за последние несколько лет художественной литературы, справочных пособий и энциклопедий, детской периодики, отвечающих современным требованиям обучающихся и педагогов.

Одна из важнейших задач стоящих перед современной школой – содействие возрождению России, воспитание у учащихся любви к своей Родине, к ее истории, к своему родному краю. Истоки этой любви, – прежде всего в семье, в самом раннем детстве человека. Школьная библиотека должна принять свое посильное участие в патриотическом воспитании учащихся с первых дней их пребывания в школе. В библиотеке дети должны не только найти и получить нужную им книгу и информацию, но и в общении со своими сверстниками и с книгами они должны почувствовать связь со своей Родиной.

В 2015/2016 учебном году школьная библиотека продолжит свою работу по следующим приоритетным направлениям:

  • реклама книги по истории России и Курского края;
  • природоохранительное, экологическое воспитание учащихся;
  • эстетическое, художественное, морально-нравственне воспитание,  воспитание православной культуры;
  • воспитание информационной культуры и культуры чтения.

Основные задачи библиотеки:

 1.Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразование путем библиотечно-библиографического обслуживания учащихся, педагогов и др. категорий читателей.

2. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и др. носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.

3. Обеспечение духовного развития, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.

4. Привлечение учащихся к систематическому чтению учебной, научно-популярной, художественной литературы.

5. Оказание помощи учащимся в организации чтения с целью успешного изучения ими учебных предметов.

6. Изучение и направление чтения учащихся с учетом их возраста, уровня знаний.

7. Максимальное удовлетворение читательского спроса.  

По всем направлениям  библиотека тесно сотрудничает с учителями -  предметниками, классными руководителями, администрацией школы.

Задача библиотеки ОУ - обеспечение доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям - соответствует новым федеральным государственным образовательным стандартам.

Для реализации основных задач библиотека:

а) формирует фонд библиотечно-информационных ресур­сов общеобразовательного учреждения:

  • комплектует универсальный фонд учебными, художествен­ными, научными, справочными, педагогическими и науч­но-популярными документами на традиционных и нетра­диционных носителях информации;
  • осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;

б) создает информационную продукцию:

  • осуществляет аналитико-синтетическую переработку ин­формации;
  • организует и ведет справочно-библиографический аппа­рат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические карто­теки);
  • разрабатывает рекомендательные библиографические по­собия (списки, обзоры, указатели и т.п.);
  • обеспечивает информирование пользователей об инфор­мационной продукции;

в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:

  • предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информа­ционных потребностей;
  • создает условия для реализации самостоятельности в обу­чении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию, способствует развитию навыков само­обучения;
  • организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содейству­ет интеграции комплекса знаний, умений и навыков рабо­ты с книгой и информацией,
  • оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразователь­ной и досуговой деятельности;
  • организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, со­действует развитию критического мышления;
  • содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся;
  • руководит воспитательной работой с книгой в группах продленного дня;

г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:

  • выявляет информационной потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоро­вьем детей;
  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий,
  • содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;
  • создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
  • осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирова­ние руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом;
  • способствует проведению занятий по формированию инфор­мационной культуры; является базой для проведения практи­ческих занятий по работе с информационными ресурсами;

д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных предста­вителей) обучающихся:

  • удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
  • консультирует по вопросам организации семейного чте­ния, знакомит с информацией по воспитанию детей;
  • консультирует по вопросам учебных изданий для обучаю­щихся.