Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Системно-деятельностный подход в современном образовании

Системно-деятельностный подход в современном образовании

                      Уварова Т.Л.- заместитель директора по УВР

 МБОУ «СОШ №35 им. К.Д.Воробьева»

                                                                                   

 (Слайд1)В современное образование прочно вошли ФГОС 2-го поколения. Наиболее значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов.

(Слайд 2) «Развитие личности – смысл и цель современного образования» (Из Концепции ФГОС 2-го поколения)

В основе стандартов – системно-деятельностная парадигма. Это значит, что процесс учения – не только усвоение ЗУН, но и процесс развития личности, духовно-нравственной, социально адаптированной.

(Слайд 3) Поэтому приоритетом образования в условиях реализации ФГОС 2-го поколения становится собственная деятельность ученика и овладение школьниками универсальными способами деятельности (универсальными учебными действиями). 

(Слайд 4) Методологической основой концепции новых образовательных стандартов является системно-деятельностный подход (СДП).

Основной результат которого – развитие личности на основе учебной деятельности. А основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.

(Слайд 5) Смещаются акценты образования.

Возникают вопросы:

- чему учить,

- для чего учить,

- как учить.

Это ведет за собой:

-обновление содержания,

-ценностей образования (мотивы),

-средств обучения.

Поэтому меняются требования соответственно к:

- структуре общих образовательных программ,

- результатам ООП,

- условиям осуществления образовательного процесса.

(Слайд 6)Все объекты познания в школе, как и в окружающем мире, представлены как системы, поэтому соответствующим подходом их изучения является системный. Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. Внедрение системного подхода в учебную деятельность школьников преобразует его в системно – деятельностный, то есть у учащихся формируется система знаний по предмету. Новые знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе учебного исследования под руководством учителя.

(Слайд 7)Собственная  учебная деятельность школьников – важная составляющая СДП. Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Какова деятельность – такова и личность. Вне деятельности нет личности.

При системно-деятельностном подходе меняется система оценки. Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом приводит к способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи (в отличие от прежней установки на проверку освоения обязательного минимума содержания образования).

(Слайд8)Чем вызвана необходимость внедрения
системно-деятельностного подхода?

СДП обеспечивает системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения им нового знания.

(Слайд 9) Каковы же основные характеристики СДП?

$1oПроцесс обучения есть всегда обучение деятельности.

$1oПроцесс обучения – всегда творческий.

$1oОбучение деятельности на первом этапе предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.

(Слайд 10) СДП реализует переход:

$1oОт определения цели обучения как усвоения ЗУН к определению цели обучения как формирования умения «учиться».

$1oОт стихийности деятельности ученика к её целенаправленной организации.

$1oОт ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к осознанию учебной деятельности школьником.

$1oОт индивидуальной формы усвоения ЗУН к признанию ведущей роли учебного сотрудничества как способа обучения в «зоне ближайшего развития» каждого ребёнка.

(Слайд 11) Технология СДП является механизмом качественного достижения новых результатов образования и включает в себя:

$1oмотивацию к учебной деятельности;

$1oактуализацию знаний;

$1oпроблемное объяснение нового знания;

$1oпервичное закрепление во внешней речи;

$1oсамостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);

$1oвключение нового знания в систему знаний и повторение;

$1oитог урока.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

 Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.

Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

Учебное действие – действие по созданию образа.

Образ – слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие – я умею! У меня получится!

Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)

Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться. Учитель-не единственное действующее лицо в классе.

(Слайд 12) На каких этапах формируются УУД?

$1oПриобретение первичного опыта выполнения действия в ходе пробных попыток.

$1oПроблематизация прежнего способа его выполнения как недостаточного для получения требуемого результата.

$1oФормирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.

$1oТренинг по применению нового способа, приобретение умения, промежуточный самоконтроль и коррекция.

$1o Итоговый контроль и установление системных связей с имеющимися способами.

(Слайд 13) При СДП используются следующие современные образовательные технологии:

$1oпроблемно – диалогическая технология;

$1oтехнология мини – исследования;

$1oорганизация проектной деятельности;

$1oоценивания образовательных достижений (учебных успехов);

$1oтехнология сотрудничества;

$1oИКТ – технология.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи урока. Я приведу пример таких методов.

АМО начала урока (проверка домашнего задания) «Шаг навстречу».

Цель: быстро включить класс в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в классе.

Это может быть разгадывание кроссворда, решение нестандартного задания и т.д. (на усмотрение учителя). Главное - «захватить» внимание учащихся. Участники: все обучающиеся. Время проведения: 5 - 7 минут.

АМО выяснения ожиданий и опасений «Дерево возможных вариантов», «Букет радости», «Корзина успеха» и т.д.

     На этапе вхождения в тему (итог урока) учитель организует обсуждение, в ходе которого должны быть сформулированы цели и задачи урока, а также выражены ожидания и опасения, как учителя, так и учащихся.

Цель: выявить ожидания и опасения, обучающихся на уроке. Участники: все обучающиеся. Необходимый материал: схематично нарисованное дерево, на которое в конце урока будут наклеены стикеры.

Проведение: Учитель предлагает учащимся на стикерах  желтого цвета написать, чего они ждут на уроке, а на красного - чего опасаются. В конце занятия учащиеся заклеивают «дерево» цветными листочками: желтыми - сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения, красными - несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения.

Оценка результата урока: желтое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждем плодов. Красное дерево - выросло не то, что ожидали.

Примеры из собственной практики

В полном объёме системно - деятельностный подход реализуется на практических и лабораторных  работах и во внеурочное время при проведении исследований.

Выполнение лабораторных работ:

- работа в малых группах (если один нарушает правила работы с лабораторным оборудованием, то работа для двоих завершается) – самоконтроль и сотрудничество;

- работа с инструкцией (план выполнения лабораторной работы);

- активный метод обучения «Белые пятна». 

Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускника школы? Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?

Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока - дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.

Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
 Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?

Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. В качестве примера можно привести задания традиционных учебников и учебников по ФГОС.

(Слайд 14) (Слайд 15)   ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

• возраста ребенка;

• специфики учебного предмета;

• меры сформированности УУД учащихся.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

• предъявить противоречивые факты, теории;

• обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

• использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику класса или практическая работа и т.д.

(Слайд 16-20) фото с уроков показывать медленно.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:

• проблемы, с которыми столкнулись учителя: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника школы.

• если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.

• таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.

Согласно системно - деятельностному подходу, учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности.

          Базовыми понятиями данного подхода являются воспитание и развитие качеств личности, соответствующих требованиям современности, такими как гражданственность, универсальность познавательных действий, социальность. Достижение оптимального результата возможно через включение в деятельность.

          В результате этой деятельности обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»!

          Позвольте закончить мне своё выступление  известным анекдотическим  диалогом,  слегка перефразированный. «Умеете  ли  Вы  играть на флейте?»  -  спрашивает  один приятель  другого.  «Не  знаю,  не пробовал», - слышит он в ответ. Действительно, ещё Сократ говорил,  что  научиться  играть  на флейте  можно,  только  играя  на ней. Точно также научиться основным  видам  деятельности  можно, лишь  систематически  выполняя  их в процессе обучения.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

(Слайд 21) Педагог – это организатор и координатор
 самостоятельной познавательной деятельности учащихся на всех этапах урока. Он как профессионал:

     -  демонстрирует культурные образцы действий;

-инициирует пробные действия детей;

-консультирует, корректирует действия;

-ищет способы включить в работу каждого.

(Слайд 22-23)Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
 Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.

Школа – это мастерская,
где формируется мысль подрастающего поколения,
надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее»
             А.Барбюс