Анализ работы МО учителей 5-7 классов, работающих по введению ФГОС ООО (2015-2016 учебный год)
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Анализ работы МО учителей 5-7 классов, работающих по введению ФГОС ООО (2015-2016 учебный год)

Анализ работы МО учителей 5-7 классов, работающих по введению ФГОС ООО

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им.К.Д.Воробьева»

 

Методическое объединение учителей, реализующих ФГОС ООО, является структурным подразделением методической службы школы, объединяющим 14   педагогов (заместителей директора школы по УВР и ВР, руководителей предметных МО, педагогов-психологов, учителей-предметников)

Деятельность МО учителей основного общего образования школы  строилась в соответствии с планом методической работы и была направлена на решение проблемы формирования и развития ключевых компетентностей школьников на уроках.

Цель деятельности МО - создание научно-методической базы успешной реализации ФГОС ООО и условий для реализации повышения уровня профессионального саморазвития учителей в рамках перехода на ФГОС второго поколения.

Тема: «ФГОС – стратегия обновления содержания образования и достижения нового качества его результатов».

Деятельность МО была направлена на выполнение следующих задач:

1.     Эффективное использование и развитие профессиональных умений педагогов, вступающих в опережающее введение ФГОС ООО.

2.     Продолжение изучения нормативной и методической документации по вопросам соответствия требованиям новых образовательных стандартов ООО.

3.     Отбор содержания и составление рабочих программ по предметам с учетом индивидуальных особенностей общеобразовательного учреждения, анализ авторских программ; первоначальная экспертиза изменений, вносимых преподавателями в рабочие программы.

4.     Взаимопосещение педагогами уроков в классах, непосредственно работающих по новым образовательным стандартам, с последующим анализом и самоанализом уроков по формированию УУД; организация открытых уроков, мастер-классов.

5.     Выработка единых требований к системе оценки достижений учащихся и инструментарий для оценивания результатов на первой и второй ступенях обучения.

6.     Выявление запросов родителей и учащихся к организации внеурочной деятельности.

7.     Укрепление материальной базы и приведение средств обучения, в том числе учебно-наглядных пособий по предметам в соответствие современным требованиям к формированию УУД.

8.     Непрерывное профессиональное развитие и повышение квалификации педагогических работников по проблеме введения ФГОС ООО через работу межпредметного МО, самообразование, изучение и использование передового педагогического опыта.

9.     Оказание методической помощи учителям по созданию системы уроков, показывающих выработку УУД. Создание технологической карты формирования УУД в основной школе.

10.  Внедрение в практику работы всех учителей МО современных образовательных технологий в рамках урочной и внеурочной деятельности, направленных на формирование компетентностей обучающихся, УУД.

11.  Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

В 2015-2016 учебном году  в школе функционировало 4 пятых класса, 4 шестых и 4 седьмых класса, которые реализовывали ФГОС ООО.

5 А– классный руководитель Боевец Людмила Борисовна;

5 Б– классный руководитель Птицина Елена Михайловна;

5 В– классный руководитель Бунина Наталья Вячеславовна;

5 Г– классный руководитель Шаталова Елена Севостьяновна;

6 А– классный руководитель Лунева Вера Александровна;

6 Б– классный руководитель Чуйкова Светлана Юрьевна;

6 В– классный руководитель Конева Светлана Николаевна;

6 Г– классный руководитель Дементьева Галина Петровна;

7 А– классный руководитель Калинина Вера Станиславовна;

7 Б– классный руководитель Иванова Татьяна Геннадьевна;

7 В– классный руководитель Зорина Наталья Сергеевна;

7 Г– классный руководитель Столярова Светлана Валерьевна.

Методическое объединение учителей,  реализующих ФГОС ООО в течение 2015 - 2016 учебного года  строило работу по обновлению содержания образования, связанную с переходом   на образовательные программы, обеспечивающие реализацию стандартов нового поколения; продолжало целенаправленную работу по формированию прочных знаний, умений и навыков.


Анализ двух проведенных в течение года работ показал удовлетворительный уровень метапредметных результатов обучающихся пятых классов.

Всего 2% обучающихся от общего количества шестиклассников имеют недостаточный уровень метапредметных результатов,  22% обучающихся – пониженный уровень, 56% - базовый уровень и 20% - повышенный уровень.

Таблица сравнительных результатов диагностики

 сформированности  метапредметных УУД семиклассников  за два года

Уровни овладения

метапредметными

 умениями

Количество   учащихся, продемонстрировавших данный уровень подготовки (%)

2013-2014 уч.г

2014-2015 уч.г

2015-2016уч.г.

Высокий, повышенный

10%

19%

20%

Средний

40%

55%

55%

Низкий

40%

26%

25%

В течение учебного года было проведено 5 заседаний, на которых обсуждались вопросы  работы  МО, намечались стратегические задачи, направленные на повышение качества образования школьников, анализировались различные методические формы реализации мастерства учителей.

В течение учебного года в рамках различных семинаров муниципального и регионального уровней были даны открытые уроки и внеурочные занятия, также педагоги нашей школы поделились практическим  опытом введения ФГОС ООО в своих выступлениях.

На открытых уроках, внеурочных занятиях разработанных учителями с позиций требований ФГОС, учителя-предметники пытались продемонстрировать системно-деятельностный подход, то есть предоставить ведущую роль ученику как субъекту обучения, внедрить стратегии смыслового чтения, показать разные формы работы (групповую, в парах), использовать различные виды оценивания (самооценка, взаимооценка, прогнозирование оценки) и т.д.

Также в 2015-2016 учебном году была  организована проектная деятельность учащихся и в мае 2016 года проведен смотр проектных работ (по классам) для оценки уровня сформированности метапредметных результатов. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.

Основным ориентиром в определении содержания и форм учебного процесса по предметам в среднем звене остаются Государственные образовательные стандарты, инструментом для реализации которых являются Федеральные примерные программы, разработанные для ОУ РФ.  Учебный план на 2015 – 2016 учебный год выполнен, учебные программы пройдены. Все учащиеся успешно прошли программы и переведены в следующий класс.

Работа по методическому сопровождению введения ФГОС ООО строилась  на основе теоретического и практического обучения  педагогов посредством проведения тематических педсоветов, школьных и муниципальных семинаров.  Были раскрыты и основные теоретические положения по актуальным вопросам введения ФГОС, даны открытые уроки, мастер-классы, даны методические рекомендации по отдельным вопросам.

Поставленные цель и задачи достигнуты благодаря активной  работе  членов  МО  и их заинтересованности.

Таким образом анализ   работы  методического объединения показывает, что запланированный план  работы   МО  практически выполнен. Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед методическим объединением. Заседания были продуманы и подготовлены. Выступления и выводы основывались на практических результатах. Учителя старались создать наиболее благоприятные условия для развития учащихся с высоким уровнем интеллекта, проявляющих интерес к изучению предметов. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что учителя удовлетворены условиями  работы   МО,  работа   МО  способствует совершенствованию и профессиональному росту.


Выводы по итогам этого  учебного года:

1)     Изучение ФГОС второго поколения показало, что концептуальные идеи и прописанные пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой.

2)     Материально-технические возможности школы (использование ИКТ технологий) позволяют эффективно организовать урочную и внеурочную деятельность.

3)     Подготовительная работа по введению ФГОС определила ведущую роль проектной деятельности на уроках и внеурочных занятиях.

4)     Наблюдения за работой учителей    на открытых уроках свидетельствуют о том, что учителя обладают определенным уровнем методической подготовки, выстраивают учебный процесс по принципу: «ученик-субъект» учебной деятельности; владеют мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ- средствами.

В связи с этим в новом учебном году необходимо продолжить работу по эффективному применению учителями новых педагогических технологий в процессе обучения школьников, продолжить работу над созданием личных информационных пространств учителей,продолжать создание банка ЭОР внутри МО, активнее транслировать опыт МО на муниципальном и региональном уровнях.

Итоги работы в 2015 – 2016 учебном году позволяют признать деятельность методического объединения учителей, реализующих ФГОС ООО «удовлетворительной».