Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Перечень ключевых компетенций личности

ПЕРЕЧЕНЬ СОВОКУПНОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЛИЧНОСТИ, ОСОБО АКТУАЛЬНЫХ ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА И РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

(Из рекомендаций семинара Совета Европы а рамках проекта "Среднее образование в Европе")

Качество образования - социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенциях личности. Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы, методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т.д., обеспечивающих развитие компетенций обучающейся молодежи.

ПРЕДПОЧТИТЕЛНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, КОТОРЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОЛЖНЫ ВООРУЖАТЬ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ В XXI ВЕКЕ.

Учитывая социально-экономическую ситуацию, состояние дел в развитии содержания образования, составление системы образования в современных условиях, наиболее предпочтительными компетенциями личности ученика являются:

1. Такие политические и социальные компетенции, как способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты не насильственным путем,

участвовать в функционировании и в улучшении демократических институтов.

2.  Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе. Чтобы препятствовать возникновению расизма или ксенофобии, распространению климата нетерпимости, образование должно "вооружить" молодежь межкультурными компетенциями, такими как понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий.

3.  Компетенции, касающиеся владения устным и письменным общении, важны в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит исключение из общества. К этой же группе общения относятся владение несколькими языками, принимающее все возрастающее значение.

4.  Компетенции, связанные с возникновением общества информации.

Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы

и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе

5.  Способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки

в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.

 

СПИСОК КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЛИЧНОСТИ

Изучать:

•уметь извлекать пользу из опыта; •организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их, организовать свои собственные приемы обучения; •уметь решать проблемы; •самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать:

•запрашивать различные базы данных; •опрашивать окружение; •консультироваться у эксперта; •получать информацию.

Думать:

• организовать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;

•критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; •уметь противостоять неуверенности и сложности;

•занимать позицию в дискуссиях и выковывать

собственное мнение;

•видеть важность политического и

экономического окружения, в котором проходит

обучение и работа;

•оценивать социальные привычки,

связанные со здоровьем, потреблением, а

также окружающей средой;

•уметь оценивать произведения искусства и

литературы.

Сотрудничать:

•уметь сотрудничать и работать в группе; •принимать решения; •улаживать разногласия и конфликты; •уметь договариваться;

•уметь разрабатывать и выполнять контрасты.

Приниматься за дело:

•включаться в проект;

•нести ответственность;

•войти в группу или коллектив и внести свой

вклад;

•доказать солидарность; •уметь организовать свою работу; •уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться:

•уметь использовать новые технологии информации и коммуникаций; •доказать гибкость перед лицом быстрых изменений;

•показать стойкость перед трудностями; •уметь находить новые решения.