Организация внеурочной деятельности
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Организация внеурочной деятельности

Организация внеурочной деятельности в МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К. Д. Воробьёва" в свете  введения ФГОС НОО

Е. В. Беседина,
директор МОУ "Средняя
общеобразовательная школа № 35
им. К. Д. Воробьёва"
города Курска

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:

  •  обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  •  снизить учебную нагрузку обучающихся;
  •  улучшить условия для развития ребенка;
  •  учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

В нашей школе работа по организации внеурочной деятельности в соответствии со стандартами второго поколения ведётся с 2009 года. Изучив нормативно-правовую базу по введению федеральных государственных образовательных стандартов федерального и регионального уровней мы внесли существенные изменения в содержание нормативно-правовых документов школы:

1. Разработан и утверждён  договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся.

2. Заключены договора  о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей.

3. Разработаны и утверждены

  • Положение о деятельности в образовательном учреждении общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений)
  • Положения о формах самоуправления образовательного учреждения
  • Положение об организации внеурочной деятельности
  • Положение о группе продленного дня («школе полного дня»)
  • Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения
  • Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения.
  • Положение об учебном кабинете

4. Приведены в соответствие с ФГОС должностные инструкции работников образовательного учреждения.

5. Внесены изменения в учебный план начальной школы

6. Утверждены основная образовательная программа начального общего образования и  рабочие внеурочной деятельности

7. Произведён подбор кадров для проведения внеурочных занятий

8. Составлено расписание внеурочной деятельности

9. Осуществляется информирование родителей о системе внеурочной деятельности

Нами были определены принципы организации внеурочной деятельности в школе:

  •  соответствие возрастным особенностям обучающихся;
  •  преемственность с технологиями учебной деятельности;
  •  опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
  •  опора на ценности воспитательной системы школы;
  •  свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Мы обратились к направлениям, указанным в Федеральном учебном плане, по которым необходимо вести развитие детей и проанализировали кадровый потенциал учителей школы, материально-техническую базу, возможности дополнительного образования в нашем округе, изучили запросы родителей и обучающихся.

Проанализировав все возможности, мы организовали внеурочную деятельность в соответствии с требованиями стандарта по следующим направлениям:

  •  Спортивно-оздоровительное
  •   Художественно-эстетическое
  •   Научно-познавательное
  •   Гражданско-патриотическое
  •  Проектная деятельность
  •  Общественно-полезная деятельность

Педагогически коллективом школы были определены ориентиры в  организации внеурочной:

  •  запросы родителей, законных представителей;
  •  приоритетные направления деятельности школы;
  •  интересы и склонности педагогов;
  •  возможности образовательных учреждений дополнительного образования;
  •  рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.

Каждый год в начале мая мы проводим анкетирование среди родителей и обучающихся по вопросу  организации внеурочной деятельности в школе на следующий учебный год. Заказ родителей и обучающихся на дополнительное образование по своему спектру очень широк и  педагогам школы реализовать в одиночку сложно, поэтому мы широко использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. 

shema

Это создает благоприятные условия для сотрудничества педагогов разных специальностей, формирования у детей целостной картины мира, комплексного педагогического влияния на личность школьника, обеспечивает наиболее полное удовлетворение потребности детей в дополнительном образовании.

Запросы обучающихся и их родителей - ориентация на работу во внеурочное время по укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни. Спортивно-оздоровительное направление нацелено на развитие специальных предметных компетенций спортивно-физкультурного характера. Именно поэтому внеурочная деятельность в этом направлении в нашей школе строится вокруг разнообразных доступных и довольно синтетических видов спортивных занятий. В  школе работают секции волейбола, баскетбола, спортивного ориентирования (дети являются победителями и призёрами российских соревнований), регби, карате, футбола (команда школы является абсолютным победителем Кубка «Золотая осень» среди школьников города Курска), спортивных танцев, кружка "Азбука здоровья". В этом учебном году для обучающихся первых классов мы открываем секцию спортивной гимнастики и бадминтона. Данная игра является действенным средством для повышения общего тонуса, она прекрасно снимает напряжение, развивает скоростные качества, повышает выносливость, является полезной гимнастикой для глаз.

В школе действует единственный в городе кабинет по изучению правил дорожного движения, оборудование которого позволяет в игровой форме проводить занятия, обучая детей основам безопасности на дорогах. Большую помощь в работе нам оказывают сотрудники ГИБДД, совместно с которыми  проходят викторины и патрулирование дорожного движения.

Художественно-эстетическое направление ориентировано на развитие творческих особенностей обучающихся, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных навыков. Это направление реализуется у нас в школе через работу театральной студии, компьютерных курсов «Юный дизайнер», кружков "Лепка, "Оригами", "Волшебная палитра", "Искусство икебаны".

Кроме этого, в школе организован ансамбль народного танца "Тимоня", студия эстрадной песни, хоры младших и старших школьников, которые являются победителями городских и областных  смотров-конкурсов.

Особое значение имеет взаимодействие школьника  с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Так, уже традицией стало выступление наших детей - участников художественной самодеятельности, театральной студии в доме ветеранов "Сосновый бор", на концертных площадках города во время массовых мероприятий.

В рамках реализации социально-значимых проектов  " Молодёжь изменяет мир"  дети, занимающиеся дизайном создали проект, и на территории школы с помощью старшеклассников появилась зона отдыха для первоклассников "Городок нашего детства".

Многие наши обучающиеся являются лауреатами конкурсов и выставок в рамках городского конкурса "Наши таланты - родному краю", городской программы "Юнпресс".

Научно-познавательное направление реализуется на занятиях клуба «Хочу всё знать!».

Эта программа ориентирована на развитие творческой личности и предполагает повышение мотивации к познавательной деятельности, формирование первичных умений самостоятельной исследовательской деятельности, развитие личностных качеств ребенка, адекватной жизненной позиции, способности к самопознанию и творчеству, расширение  знаний и представлений об окружающем мире.

Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм работы (экскурсии в музеи, на природу, викторины, праздники, олимпиады, изготовление стенгазет, коллективные творческие дела, внутригрупповые дискуссии),  благодаря которым школьники приобретают опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, учатся уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной.

В старшей школе работает Научное общество учащихся школы «Лаборатория мысли» по двум направлениям:

1.  Естественнонаучное направление.

  • Биология и экология - секция «Экос»
  • Химия - секция «Криптон»
  • Физика - секция «Земля и люди»
  • География - секция «Парус»

2. Гуманитарное направление.

  • Экономика, право - секция «Правовед»
  • История, краеведение - секция «Клио»
  • секция «Краевед»
  • Литературоведение - секция «Сова»
  • Лингвистика - секция «Буква»

Целью создания НОУ является выявление и поддержка одаренных обучающихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательской деятельности учеников.

Работы, выполненные нашими обучающимися на занятиях научного общества, опубликованы в журналах и сборниках по итогам научно-практических конференций в ВУЗах.

Перечень печатных работ обучающихся МОУ "Средняя  общеобразовательная школа № 35 им. К. Д. Воробьёва"

Автор Название Где опубликовано
Воронцова О.
(учитель О. Л. Воропаева)
Статья "Думай глобально, действуй локально" Журнал "Родничок"

Шумихина О.
(учитель Герасенкова О. В.)
Статья «Нарушение прав ребёнка государством в семье и в образовательном учреждении» Сборник «Молодёжь наука, право» по итогам трёх конференций среди обучающихся средних и средних специальных учебных заведений «Права человека в современном мире» Курск: изд. РОСИ
Алутин А. (учитель Герасенкова О. В.) Статья «Нарушение прав потребителя» Сборник «Молодёжь наука, право» по итогам трёх конференций среди обучающихся средних и средних специальных учебных заведений «Права человека в современном мире» Курск: изд. РОСИ
Рюмшина Т.
(учитель О. Л. Воропаева)
Статья "Состязания юных экологов" Журнал "Родничок"
Третьякова Я, Воронцова О. (учитель О. Л. Воропаева) Проект "Осторожно! Сквер!" Газета "Миллион друзей"
Куликова С. (8 класс) (учитель О. Л. Воропаева) Исследовательская работа "Когда деревья были большими или взгляд эколога на состояние зелёных насаждений в микрорайоне вблизи школы" В  сети   Internet  на сайте www. 1 september. ru.  "Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся"
Парфёнова Е. (10 класс) (учитель О. Л.Воропаева) Исследовательская работа "Прошлое и будущее энергетиков России. вклад моей  малой Родины в развитие энергетики страны" В  сети   Internet  на сайте www. 1 september. ru.  "Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся"
Парфёнова Екатерина (10 класс) (учитель О. Л.Воропаева) Исследовательская работа «Мобильный телефон: за и против» Сборнике по итогам научно-исследовательской конференции Юниор КурскГТУ
Бондарь Светлана (10 класс) (учитель О. Л. Воропаева) Исследовательская работа «Курить или не курить?» Сборник по итогам научно-исследовательской конференции Юниор КурскГТУ
Денисова А. (учитель И. А. Маршала) Исследовательская работа "Сила трения - друг или враг?" В  сети   Internet  на сайте www. 1 september. ru.  "Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся"
Бондарь Светлана (10 класс) (учитель О. Л. Воропаева) Исследовательская работа «Компьютер: за и против» Сборник по итогам научно-исследовательской конференции в К Г М У

Благодаря системе работы с одарёнными обучающимися с каждым годом растёт число участников, победителей и призёров олимпиад и конкурсов различного уровня, научно-практических конференций, проводимых ВУЗами города Курска

Мониторинг  участия членов НОУ "Лаборатория мысли" в городских, областных, всероссийских конкурсах, олимпиадах

digramma1
digramma2

В настоящее время в соответствии с требованиями стандарта в школе разрабатывается система работы с одарёнными детьми, система коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с часто болеющими учениками, с учениками, требующими индивидуального подхода по преодолению причин неуспешности, реализовать которые можно в рамках работы группы продлённого дня и внеурочной деятельности.

Проектная деятельность осуществляется в секции «Юный эколог». Она способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся, подготовке их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Формы организации занятий данной секции разнообразны. Это беседы, продуктивные (инновационные) игры, эксперименты, наблюдения, экспресс-исследования, коллективные, групповые и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ, коллективные путешествия, посещение объектов с исследовательской целью.

Гражданско-патриотическое направление осуществляется в клубах «Юный курянин» "Я - гражданин России". Программа данных клубов определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Итогом деятельности по данному направлению являются активное участие и призовые места в городских целевых программах «Я – курянин», «Эрудит».

Большую помощь в этом направлении оказывает  работа школьных музеев: народного музея писателя-земляка К.Д.Воробьева, в рамках которого работает клуб "Живая душа" и  музея «История Железнодорожного округа»  Во время походов, экскурсий, встреч ребята получают опыт социального действия, они участвуют в благотворительных работах: помощь в благоустройстве памятников и природных объектов, посадка сквера в микрорайоне и аллеи Славы во дворе школы, оказание помощи ветеранам ВОв.

Кроме этого, обучающиеся нашей школы могут реализовать себя в детских объединениях «Клуб молодого избирателя», «Подросток», «Виктория», ДЮП, ЮИД

Опыт работы школы по теме "Организация внеурочной деятельности младших школьников в свете ФГОС" был представлен на областном семинаре в октябре 2010 года.

В 2011-2012 учебном году нам всем предстоит впервые вводить ФГОС в 1 классе. В связи с этим возникает масса вопросов по организации и программному обеспечению внеурочной деятельности, оплате педагогов, месте и времени ее проведения. Готовых рецептов нет, т.к. каждое образовательное учреждение обеспечено своим кадровым составом, имеет отличную от других инфраструктуру. Одной из проблем является распределение часов внеурочной деятельности. Имея определённые возможности школы и используя возможности дополнительного образования округа, на 2011-2012 учебный год мы сделали следующее распределение часов внеурочной деятельности в 1-х: 2 часа спортивно-оздоровительного направления  мы предложили педагогам спортивной школы "Медведь" и студии танцев "Феникс", 1 час бадминтона будет вести учитель физической культуры школы. На научно-познавательное направление учебным планом отводится 2 часа в неделю. Их мы разделили по 1 часу для занятий в интеллектуальном клубе «Хочу все знать» и для познания литературных основ в клубе юных журналистов, занятия в котором ведет свой учитель начальных классов. Художественно-эстетическое направление, обеспеченное двумя часами в учебном плане, мы разделили на  театральный кружок, его будет вести учитель русского языка и литературы,  второй час на блок , в который  вошли художественно-изобразительный кружок "Волшебная палитра", "Оригами" и "Икебана" реализацию их работы взяли на себя школьный учитель ИЗО, учителя начальных классов. Работа будет вестись по принципу элективных курсов в старшей школе по триместрам. Военно-патриотическое направление представлено объединением «Юный курянин», на реализацию которого отводится 1 час в неделю по учебному плану. Проектная деятельность осуществляется через реализацию проекта «Юный эколог» в объеме 1 часа в неделю. Привить детям навыки общественно-полезной деятельности планируется  в кружке «Город мастеров», на занятия в котором отведен 1 час в неделю. Эти направления будут осуществлять учителя первых классов.

Распределение часов внеурочной деятельности

Направления внеурочной деятельности Название кружка Кол-во часов Должность
Спортивно-оздоровительное Спортивные танцы 1 Тренер студии "Феникс
Бадминтон 1 Учитель физической культуры
 
 
Гимнастика  1 Тренер ДЮСШ "Медведь
Научно-познавательное Хочу всё знать! 1 Учителя начальных классов
Юный журналист 1 Учителя начальных классов
Художественно-эстетическое Театр 1 Учитель литературы
Фантазия 1 Учителя начальных классов Учитель ИЗО
Гражданско-патриотическое "Я - гражданин России 1 Учителя начальных классов
Проектная деятельность Юный краевед 1 Учителя начальных классов
Общественно-полезная деятельность Город мастеров 1 Учителя начальных классов





 
Плюсы и минусы такого распределения покажет практика
На сегодняшний день,  проведя самоанализ готовности школы к введению ФГОС начального общего образования, мы определили  ряд проблем, решить которые школа самостоятельно не может.  Одной из главных проблем нашей школы для организации ВУД является недостаточная  укомплектованность необходимыми педагогическими и иными работниками, компетентными в вопросах спорта, хореографии и других узких специальностей. Нет в достаточном количестве  электронных образовательных ресурсов, не автоматизированы рабочие места педагогов, нет достаточного фонда учебной и дополнительной литературы в библиотеке. Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня и в связи с этим необходимо  создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня: создание зон отдыха, приобретение нового технологического оборудования в столовые для организации полноценного горячего питания.

Хочется надеяться, что эти и многие другие проблемы будут решены.

Мы не стоим на месте, а ставим перед собой новые цели и задачи и ищем пути их решения по совершенствованию и улучшению условий воспитания и обучения, и всего того, что сделало бы пребывание в школе обогащающим и комфортным для всех участников образовательного процесса.