Система работы над повышением профессионального мастерства в свете реализации ФГОС
Автор: Разумова М.А,
Методическая копилка -
Начальная школа
Система работы над повышением профессионального мастерства в свете реализации ФГОС
Традиционно система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных выпускниками знаний оценивалась работа педагогического коллектива школы. Преобразования российского общества в целом и школы в частности обусловили изменение требований к ученику. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «Выпускника умеющего, творческого», имеющего соответствующие ценностные ориентации, выпускника, который может брать на себя ответственность, участвует в совместном принятии решений, умеет извлекать пользу из опыта, критически относится к явлениям природы и общества.
Это напрямую связано с профессиональной компетентностью учителя, который способен умело организовать деятельность учеников, научить их способам самостоятельной добычи знаний, овладению ими способностями к активному действию.
В толковом словаре С.И.Ожегова компетентность определяется как характеристика знающего, осведомленного, авторитетного в какой-либо области специалиста. По мнению авторитетных учёных, профессиональная компетентность педагога не сводится к набору знаний, умений, а определяет необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной практике. Понимание профессиональной компетентности как «единства теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности» можно найти в трудах Бориса Семеновича Гершунского.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Современному педагогу становится необходимым постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой.
Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:
Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (школьного и муниципального уровней).
Инновационная деятельность педагога.
Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т.п.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Аттестация педагогов, повышение квалификации
В этой связи одной из ключевых задач системы повышения квалификации становится обеспечение подготовки различных категорий работников образования к работе по новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).
Подготовка педагогических кадров к введению ФГОС должна включать в себя три основных компонента:
педагогическое сопровождение (курсовая подготовка);
научно-методическое сопровождение (сопровождение разработки основных образовательных программ и их экспертиза, анкетирование учителей на предмет выявления трудностей, круглые столы и педагогические мастерские по обмену опытом, проблемные семинары и т. д.);
организационно-нормативное сопровождение (разработка алгоритмов введения ФГОС на разных уровнях, участие в экспертизе готовности школ к введению стандарта, осуществление мониторинга введения ФГОС в школах).
Учителя следует ориентировать на такие виды профессиональной деятельности, которые позволяют:
выстраивать образовательный процесс, направленный на достижение учащимися новых образовательных результатов в соответствии с их возрастными особенностями;
осуществлять подбор содержания, методов и технологий обучения на основе деятельностного подхода;
использовать разнообразные формы организации учебной деятельности учащиxся;
разрабатывать планы уроков, позволяющие строить индивидуальные маршруты учащихся, в том числе через организацию групповой работы;
использовать стратегии проектного, модульного обучения, методически обусловленные возрастными и личностными особенностями школьников;
разрабатывать формы оценки новых образовательных результатов (как предметных, так личностных и метапредметных);
проектировать и осуществлять профессиональное самообразование;
использовать средства ИКТ для организации собственной профессиональной педагогической и исследовательской деятельности.
Что касается выпускника творческого, умеющего мыслить нестандартно, то эту цель передо мной поставила программа Л.В.Занкова ещё в 1993 году. Очень трудно было перестроиться на новую модель взаимоотношения с детьми, новый способ проведения урока, сломать стереотипы. Необходимо было так же как и сегодня научить детей добывать знания, ставить перед собой задачи, находить и решать проблему, опираясь на имеющиеся знания. Поэтому, несмотря на мой 36 летний стаж, трудности с ведением урока по- новому у меня не возникли.
Наибольшие затруднения у меня, как думаю и у всех учителей моего возраста, вызвало использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. С одной стороны потому, что кабинет не оснащён компьютерным оборудованием, а навык вырабатывается при постоянном использовании техники. А с другой стороны, существует какая то боязнь нововведений, а вдруг не получится…
Поэтому, с целью ликвидации своей компьютерной безграмотности, повышения квалификации, мною были пройдены курсы при КИНПО
(ПК и ПП ) СОО по теме «Формирование основ компьютерной грамотности» в 2009 году.
С 2009 и по 2013 год я по совместительству работала в ОГОУ «Новые технологии» дистанционно с ребёнком инвалидом Горяиновым Егором и прошла ещё одни курсы по теме «Дистанционное обучение детей с нарушением здоровья». Это дополнило копилку моей пед. компетентности в вопросе использования ИКТ. До сегодняшнего дня я занимаюсь дистанционно, веду урок Окружающего мира у учащегося 2 класса Чурилова Кирилла.
Как и все учителя, систематически один раз в 5 , а теперь в 3 года я повышаю свою квалификацию, посещая курсы при КИНПО ( ПК и ПП ) СОО. Последний раз я посещала годичные курсы в 2011году по теме «Проблемы и перспективы развития начальной школы в условиях модернизации российского образования», в 2012 году по теме «Основы религиозных культур и светской этики».
Большое подспорье в работе дают городские семинары, проводимые Методцентром, которые я стараюсь посещать. В 2012-2013 году я посетила семинары в 52, 57 и 28 школах. Кроме того , стараюсь посещать открытые уроки в нашей школе, если они совпадают со свободным от уроков временем. К сожалению, не всегда удаётся найти замену, поэтому уроков посещено немного. За 2012-2013 учебный год я посетила урок Иванисенко О.В. и Авдеевой С.В.
Большой опыт учитель получает проводя открытые уроки, делясь своим опытом с другими. За последние 5 лет мне посчастливилось поделиться опытом всего 3 раза, это урок обучения грамоте в 1 классе для воспитателей детских железнодорожного округа в 2009 и 2013 году и урок Окружающего мира в 2009году для студентов Педагогического колледжа. Надеюсь, что в этом году мне повезёт больше.
Не научилась я пока пользоваться ресурсами Интернета для обмена опытом, но эту задачу я поставила перед собой на 2013-2014 учебный год. Есть уроки, разработки внеклассных мероприятий, которые не стыдно , на мой взгляд, разместить на учительском форуме.
Плох тот учитель, который считает, что он всё знает и всему научился, так как жизнь идёт вперёд и постоянно ставит перед нами новые задачи. Надо стараться идти в ногу со временем.