ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Автор: Рыжих С.Н.
Методическая копилка -
Информатика и ИКТ
ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающими определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ.
Информатика — в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.
Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Образовательные стандарты общего образования среди требований к освоению основных общеобразовательных программ выделяют предметные, метапредметные и личностные результаты. Под предметными результатами образовательной деятельности понимается усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности. Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Одним из таких метапредметных умений является информационная грамотность. Именно поэтому разработчики стандартов предприняли попытку включить информационные и коммуникационные технологии во все учебные предметы как общую образовательную технологию. Предполагается, что информационные технологии будут использоваться наравне с "мелом и ручкой" при изучении всех дисциплин. Речь идёт о так называемой "информационной грамотности". Это одна из идей, развиваемых в стандарте: технологии ставятся во главу угла.
В настоящее время преподавание информатики невозможно себе представить без использования различных компьютерных учебных курсов, электронных учебников и книг, мультимедийных энциклопедий, тренажеров различных видов, контролирующих систем для автоматизированного тестирования.
В нашей школе накопился достаточно обширный материал, состоящий из мультимедийных дисков по разным предметам; в том числе и по информатике ("Самоучитель по Microsoft Office", Практические курсы Word, Excel; Web-дизайн, "Обучение мультмедиа. Работа со звуком", Компьютерная графика и дизайн", "Информатика 9-11" и т.д.).
Внедрение цифровых образовательных ресурсов подразумевает:
· развитие насыщенной среды школы,
· развитие инфраструктуры для повышения квалификации и методической поддержки работы педагогов,
· создание и претворение в жизнь программ информатизации образовательных учреждений,
· методическая поддержка работы педагогов, внедряющих ЦОР и осваивающих новые педагогические практики,
· повышение квалификации педагогов:
- базовая педагогическая ИКТ-компетентность;
- обучение работе с новыми учебно-методическими материалами и ИКТ-инструментами;
- оперативная методическая поддержка в ходе введения новых учебно-методических материалов.
К учебным материалам нового поколения относят
· коллекцию (библиотеку) цифровых образовательных ресурсов;
· учебно-методические материалы;
· программные продукты и документы по организации учебного процесса.
Рассматривая единую национальную коллекцию ЦОР, выделяют два направления:
· создание хранилища коллекции ЦОР, включая комплекс регламентов, обеспечивающих ее функционирование;
· содержательное наполнение коллекции, включая формирование списков потребностей системы образования в ЦОР и списков ресурсов, рекомендуемых для включения в коллекцию.
При этом единая коллекция будет включать:
· цифровые образовательные ресурсы,
· информационные инструменты,
· регламенты и нормативные документы,
· методические материалы.
Источниками пополнения коллекции будут:
· ресурсы, разрабатываемые в проекте информатизации системы образования,
· ресурсы, закупаемые в проекте информатизации системы образования,
· ресурсы, поступающие из других источников,
· условно бесплатные ресурсы,
· ресурсы, разрабатываемые учителями и региональные материалы.
Коллекция цифровых образовательных ресурсов расположена по адресу http://school-collection.edu.ru
В хранилище находятся ресурсы, закупленные и разработанные в рамках проекта информатизации системы образования. На данный момент в коллекции свыше 1088 000 различных ЦОР.
Учебные материалы нового поколения будут включать в себя: действующие учебно-методические комплексы, цифровые образовательные ресурсы, методические материалы по организации учебного процесса. И как следствие, мы получим комплекс материалов, полностью обеспечивающий потребности организации учебного процесса по образовательной области (предмету, теме) в ИКТ-насыщенной среде.
Иерархия учебных материалов включает:
1. Наборы ЦОР – наилучшая встраиваемость в систему образования.
2. Информационные источники сложной структуры- частные решения с использованием ИКТ, локальные изменения в образовательном процессе.
3. Инновационные учебно-методические комплекты - инновационные решения, претендующие на кардинальные изменения учебного процесса.
Если посмотреть на степень покрытия БУПа учебными материалами: в 1-4 классах разрабатываются учебные материалы трех типов, в 5-7 классах в базисном учебном плане предмета нет, в 8-9 классах разрабатываются материалы двух типов, и в старшей школе, 10-11 классы, материалы по предмету не разрабатываются.
Из всего выше сказанного следует, что для организации учебного процесса в практику работы школ следует массово внедрять методическое обеспечение учебных материалов нового поколения, а так же информационные инструменты поддержки.