ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Преемственность в работе педагогического коллектива при переходе основной школы на ФГОС второго поколения в 5-х классах.

Методическая копилка - Информатика и ИКТ

Преемственность в работе педагогического коллектива при переходе основной школы на ФГОС второго поколения в 5-х классах.

Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

Благодаря реформам, происходящим в системе образования, наметилась тенденция снижения возраста учащихся, работающих на компьютерах. Курс информатики стали изучать не только в средней школе, но и в начальной; появились различные авторские курсы обучения информатике для младших школьников, отличающиеся целями и содержанием. Это привело к обострению проблемы преемственности между начальной и основной школой в обучении информатике.

Преемственность обучения информатике предполагает осуществление непрерывности и систематичности учебного курса. На сегодняшний день существуют трудности в решении проблемы преемственности, обусловленные отсутствием непрерывного курса информатики, охватывающего начальную, основную и старшую школу.

Преемственность в обучении раскрывает общую направленность и сущность развития основных компонентов процесса обучения. Традиционно существует проблема преемственности целей, содержания, методов и форм обучения на различных этапах: детский сад, школа, вуз. Единообразие учебных заведений и учебников до периода последних реформ в образовании обеспечивало преемственность в общедидактическом аспекте.

Рассмотрение различных подходов, раскрывающих понятие преемственности, привело к убеждению, что преемственность необходимо рассматривать как педагогическую систему, элементами которой являются:

содержательный компонент;

методический компонент;

организационный компонент;

компонент развития личности.

Содержательный компонент системы преемственности: реализация стандартов образования по учебным предметам на разных ступенях обучения, последовательное формирование УУД учащихся в рамках непрерывного курса обучения, охватывающего все ступени школьного обучения. Методический компонент системы преемственности: использование учителем методических средств, соответствующих психолого-педагогическим и возрастным особенностям учащихся, обеспечивающих плавный переход на следующую ступень обучения.

Содержательный и методический уровни проблемы преемственности обучения информатике могут быть решены с помощью пропедевтического курса, изучение которого обеспечивало бы усвоение знаний учебного предмета в основной и старшей школе и выполнение требований к УУД обучающихся. Курс должен носить непрерывный характер, обеспечивать развитие знаний по восходящей линии от простого к сложному, систематичность обучения. Для его реализации необходимо дидактическое и методическое обеспечение, т.е. должен быть полный учебно-методический комплект, включающий в себя учебник и тетрадь для ученика, иллюстративные материалы и материалы для проведения контроля знаний, методическое пособие для учителя, а также программное обеспечение.

В практике организации обучения школьников информатике необходимо, прежде всего, заботиться о создании организационно-педагогических условий обучения:

обеспечение учебного процесса: информатика как школьный предмет должен быть предусмотрен в учебном плане; курс информатики должен быть непрерывным и систематическим; обучение должно поддерживаться учебно-методическим комплексом; техническое обеспечение процесса обучения компьютерным технологиям;

направленная деятельность педагогического коллектива по сохранению стиля преподавания, единства требований к учащимся, мотивации учащихся и т.п.

обеспечение условий, способствующих сохранению здоровья учащихся.

Название предмета «Информатика и ИКТ» вводится как учебный модуль предмета "Технология" в 3-4 классах, где формируются общеучебные умения и навыки, такие как: овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки; представление материала в табличном виде; упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию); использование простейших логических выражений типа: «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…»; элементарное обоснование высказанного суждения; выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.

Далее в основной школе полученные знания и практические умения работы с компьютером могут использоваться в различных предметах, в предмете "Технология" это выполнение графических работ с использованием компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий.

 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение "Информатики и ИКТ" в 5-7 классах, но, за счет компонента образовательного учреждения предмет изучается в 5-7 классах. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.

 Как самостоятельный учебный предмет федерального компонента государственного стандарта общего образования «Информатика и ИКТ» представлена с 8 класса по 1 часу в неделю, и в 9 классе - по 2 часа в неделю. Всего за 2 года обучения в основной школе - 105 часов.

 Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

 освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

 овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

 воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

 выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Соблюдение преемственной связи между различными ступенями образования, их согласованность выступает необходимым условием достижения главной цели образования – формирования разносторонне развитой, творческой личности. Преемственность образования, являясь общепедагогическим принципом, охватывает все стороны учебного процесса: преемственность в содержании образования, преемственность в формах и методах учебной работы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема преемственности содержания образования по информатике существует, актуальна и является одной из наиболее важных на современном этапе.