ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Автор: Рыжих С.Н.
Методическая копилка -
Информатика и ИКТ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Народная мудрость гласит: «Посеешь поступок - пожнешь привычку; посеешь привычку - пожнешь характер; посеешь характер - пожнешь судьбу». Так формируется жизненная линия человека. Жизнь ребенка – это неуклонный процесс взросления и формирования.
И на первом этапе жизни реальный мир для ребенка – это в первую очередь его семья и школа. Школьники видят мир не столько таким, каким он является, сколько таким, каким они хотели бы его видеть. Нарастает нравственный максимализм, моральная требовательность к окружающим, рождаются муки несоответствия представления и реальности. А современный мир требует самоотдачи, самореализации, самостоятельности. Задача учителя – мобилизовать ученические ресурсы: память, мышление, смекалку, развивать умение высказать свою точку зрения, умение работать с компьютером
Стратегической целью развития школы, с внедрением информационных технологий в образовательный процесс с 2003 года, является создание информационного пространства, которое представляет собой единую информационную систему, объединяющую как все элементы образовательного процесса, так и её связи с внешней средой. Одним из основных процессов, характеризующих современное общество, является информатизация. Владение новыми информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Под информатизацией понимается внедрение компьютерной техники и новых информационных технологий в различные сферы производства, общественной и личной жизни людей. Основой успешности личности в современных условиях будет конкурентоспособность на рынке труда. А в основе конкурентоспособности лежит компетенция.
Компетентность – это категория, принадлежащая сфере отношения между знанием и практической деятельностью человека. По определению Б.Д. Эльконина, компетентность – это квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность. Ключевая компетентность – это определяющая компетенция, соответствующая наиболее широкому спектру специфики, т.е. наиболее универсальная по своему характеру и степени применимости.
Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщённых познавательных, этических и технических навыков. Под «уверенным владением» следует, прежде всего, понимать умение применять навыки ИКТ-грамотности в решении разного рода практических информационных задач. С решением информационных задач мы сталкиваемся в жизни на каждом шагу: когда делаем покупки, бронируем гостиницы, выбираем лекарства, пишем статью и т.д., и т.п. В процессе решения задачи каждый из нас проходит определённые этапы работы с информацией.
Нет никакого сомнения в том, что уроки информатики призваны влиять на формирование и развитие информационно-коммуникативной компетенции.
Сегодня проблему формирования информационно-коммуникативной компетентности обучающихся на уроках информатики можно решить, используя специальные методы и приемы:
в первую очередь учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности;
изменение дидактических целей типовых заданий;
использование технологии проблемного обучения;
использование проектной технологии обучения;
активные методы обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.).
Кроме этого творческий характер является неотъемлемой частью системы и требованием к любой задаче (заданию). На уроках информатики и во внеклассной работе применяю следующие виды творческих заданий:
составление задач учащимися;
конструирование обратных задач;
творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся);
реферат, информационное сообщение;
работа с интерактивной доской;
составление кроссворда по теме;
разгадывание ребусов по информатике;
составление тестов для контроля знаний по предмету;
составление опорных схем по предложенному теоретическому материалу;
участие в олимпиадах и конкурсах Всероссийского и республиканского масштаба («Информашка», «КИТ», «Инфознайка» и др.)
Одним из приемов изучения информационных технологий является использование электронного практического руководства или электронного учебника. В электронное пособие включаются инструкции по выполнению тех или иных операций, но обучающиеся выбирают собственную траекторию познания, самостоятельно оценивают уровень усвоения материала, выполняя контрольные упражнения и тестовые задания. Если при использовании операбельного подхода учитель контролирует буквально каждый шаг освоения материала, то здесь обучение становится полностью самостоятельным занятием. Учебный материал, применяемый в работе с одаренными детьми, соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, междисциплинарный контекст, практическая направленность, соответствие разнообразию обучающихся, дискуссионное содержание.
Особое место в обучении информатики и в выявлении обучающихся, увлеченных данным предметом, занимают телекоммуникационные проекты. Для организации эффективной результативной и эмоциональной окрашенной деятельности выполнение заданий телекоммуникационных турниров подходит как нельзя лучше. Телекоммуникационные турниры представляют ребятам возможность соотнести свои достижения с уровнем достижений своих сверстников из других образовательных учреждений не только родного города, но и других населенных пунктов. Примерами могут служить межпредметные телекоммуникационные проекты, размещенные в глобальной компьютерной сети Интернет. Во многих таких проектах вопросы ориентированы на задания, встречающиеся в сборниках вопросов контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике. Телекоммуникационные проекты направлены на формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в команде, расширения кругозора обучающихся.
В работе по данной технологии для учителя самым значимым стало: возможность выявления конкретных проблем восприятия и наличия учебных умений каждого ребенка в классе; проявление «скрытых» талантов ученика; создание новых условий для работы учеников во время урока; предоставление новых возможностей для демонстрации творческих идей учеников. Для учеников – возможность задействовать дополнительные каналы приобретения индивидуальной памяти, развить объемное видение, проявить успешность по другим предметам. Применение данной технологии позволяет привести ребенка к успеху, дать возможность ему развить свои способности, получить общественное признание.
Умения и навыки, формирующиеся при использовании ИКТ в современных условиях, принимают общеобразовательный и общеинтеллектуальный характер и могут быть перенесены на изучение учебных предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Это послужит достижению информационной компетентности учащихся.
Таким образом, организовав грамотно и вдумчиво деятельность на уроке (серии уроков), разнообразив внеклассную деятельность совместно с администрацией школы, учителями-предметниками, классными руководителями, учитель информатики может способствовать более целенаправленному формированию информационно-коммуникативной компетентности учащихся, учащиеся познакомятся с новыми возможностями использования компьютера для работы с информацией, школьники будут обеспечены возможностью
успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использованием Интернет);
подготовиться к выбранной профессиональной деятельности;
жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях.
Так как ключевых компетенций свыше ста пятидесяти, я на уроках информатики стараюсь формировать у учащихся некоторые, на мой взгляд, наиболее важные из них, а именно:
коммуникация: уметь приводить доводы, аргументы, доказательства, уметь высказывать и отстаивать свою точку зрения; уметь графическую форму выражать вербально; находить нужную информацию для проектов, докладов, сообщений и т.д.
информационные технологии:использование компьютера для поиска необходимой информации, создание проектов, отчетов, нахождение дополнительной информации по заданной теме, написание рефератов, докладов и т.д.
работа с людьми:часто для работы на уроке мы объединяем детей в пары, команды, группы и совместная деятельность, направленная на достижение общей цели требует от них коммуникабельности, умение общаться, умение пойти на компромисс или отстаивать свое мнение, одним словом, - умение работать в команде,
организация позитивной личной жизни, стремление к прогрессу: давая, знания на уроке, мы «подталкиваем» или учим детей усовершенствованию приобретенных умений и собственных способностей, для повышения результативности своей деятельности.
умение разрешать проблемы: при обучении и в личной жизни часто требуется уметь разрешать проблемы, встречающиеся на пути, и здесь важно научить ребенка путем поиска и использования различных приемов, знаний с учетом их результативности эти проблемы решать.
Итак, информационно-коммуникативные технологии представляют собой совокупность систематических и массовых способов и приемов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств и связи, полиграфии и программного обучения. А в организации учебной и исследовательской деятельности они выступают неотъемлемым компонентом процесса, внося в него специфику в виде единства методов и средств представления информации.
Сегодня учитель и учащиеся проходят общий путь становления компетентности (в сфере информационно-аналитической, технологической, коммуникативной), становятся партнёрами, что, в свою очередь находит отражение в преемственности поколений в образовательном, культурном и информационном плане.
Литература
1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно- целевая основа компетентностного подхода в образовании. Москва., 2004.
2. Иванова Т.В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы // Стандарты и мониторинг в образовании, 2004. №1.
3. Хуторской А.В. Личностно-ориентированный подход к обучению. – М., 2006.
4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования. // Народное образование. 2003, № 2