ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Положи твоё сердце у чтения ( Цикл родительских собраний в школьной библиотеке)

Методическая копилка - Школьная библиотека

Положи твоё сердце у чтения

Цикл родительских собраний в школьной библиотеке

Выполнила:

Педагог-библиотекарь МБОУ

 «Средняя общеобразовательная

 школа № 35 им К. Д. Воробьёва»

Абрамова М. А.

Курск

2016

Оформление:

В центре книжно-иллюстративная выставка:

«Сердцем помню только детство –

                  Всё другое -  не моё»

                             И. А. Бунин

Зал может быть украшен рисунками детей, шарами, цветами.

На отдельном столе сочинения учащихся на тему «Книга в моей семье».

На доске – эпиграф.

На стенах плакаты с высказываниями, пословицами о чтении, книге, воспитании:

Книжная премудрость подобна есть солнечной светлости    (из старинной азбуки)

Молодому книга – крылья, старому – посох    (русская народная пословица)

Нету лучшего дружка, чем родная матушка  (русская народная пословица)

Книги – это переплетённые люди    А. Макаренко

Хорошая книга – вечный комментарий к Евангелию    Ф. Искандер

Шуршат страницы книг в тишине библиотек; это самый замечательный звук, который я слышал     Л. Кассиль

Когда я вижу вокруг себя, как люди, не зная, куда девать свободное время, изыскивают самые жалкие занятия, я разыскивая книгу и говорю внутренне: этого одного довольно на всю жизнь.    Ф. М. Достоевский

Люди перестают мыслить, когда перестают читать    Д. Дидро

 

 

 

Цель занятия – помочь родителям сформировать семейную культуру общения                                         посредством книги.

Задачи – познакомить родителей с книгой, как с источником-хранителем важнейшей информации, подчеркнуть её роль в развитии мировой цивилизации;

Обратить внимание родителей на значимость наличия в семье домашней библиотеки для разностороннего развития личности ребёнка;

Помочь в формировании семейного круга чтения;

План мероприятия:

1. Возрождение чтения через семью.

2. Роль книги в современном обществе.

3. Роль семейного чтения в воспитании детей.

4. Семейная сказка.

5. Домашняя библиотека.

6. Приложение.

Возрождение чтения через семью

Если с детства у ребёнка не воспитана

       любовь к книге, если чтение не стало

его духовной потребностью на всю

жизнь, в годы отрочества душа

 ребёнка будет пустой.

        В. А. Сухомлинский

      Добрый день, уважаемые родители, дедушки и бабушки!

   Сегодня у нас с вами не совсем обычная встреча и тема её – воспитание ребёнка посредством книги и, самое главное, через семейное чтение, которое имеет особое значение для читательской, и не только, судьбы вашего ребёнка. Ведь совместное чтение собирает вместе  всех членов семьи, сближает их, наполняет важным содержанием радостные и порой редкие минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

    Вы, конечно, знаете, что каждый год 15 мая отмечается Международный день Семьи. Более того, 2008 год в нашей стране Указом Президента РФ был объявлен Годом семьи. Такое решение было принято как нельзя кстати, так как  современная жизнь характеризуется многими проблемами, среди которых важными являются:

- падение роли, влияние и престижа семьи;

- чтение перестало быть национальной ценностью;

   Прошло  8 лет; эти проблемы начали решать на государственном уровне, но они ещё есть, и эти проблемы интернациональны. Во многих странах забили тревогу: растёт функциональная  неграмотность населения (пример Франции – 20%),

 и наравне с этим растёт компьютерная зависимость подростков,  которая уже имеет диагноз. В России 30% семей не имеют книг, 30 % - до 100 книг в домашней библиотеке. Как развиваться ребёнку, если в школьных  библиотеках более 50% составляют старые фонды, а в доме, вообще, нет книг. Поэтому, многие государства, заинтересованные в развитие и сохранение научного и творческого потенциала своей страны, вводят национальные Программы в поддержку чтения (Франция, Южная Корея – 5-летний план с огромным финансированием для выработки творческого чтения;  2008 ,2012, 2015 гг.  - Россия).

   Решение этих проблем взаимосвязано: возрождение семейного чтения может начинаться через семейное воспитание, а возрождение семьи – через семейное чтение, ведь именно семья, семейное воспитание оказывают решительное воздействие на чувства ребёнка, его душевные качества. Только читающий ребёнок может войти в ритм современной  жизни, и только чтение научит его быстро и рационально  мыслить. И только от нас с вами зависит, каким будет будущее для наших детей, что будет излучать наша земля – свет и добро или зло и агрессию. Семья – ячейка общества, а библиотека, созданная в семье, это новая ячейка, созданная всеобщей мировой культурой. Ведь, культура началась со Слова, с Библии, с книги и продолжается в библиотеках, потому что только Слово может изменить мир.

   Заранее родителям   были  предложены анкеты  (см. приложение).

   По уже обработанным анкетам вместе с родителями можно сделать их анализ,  выводы.

Роль книги в современном обществе

                                                         Всему меняют цену времена,

                                                               И от иного  – ни пера, ни пуха…

                                                                Но для людей пока как хлеб она,

                                                               Библиотека – храм души и духа.

                                                                                  Владимир Удальцов

   Задумывались ли вы, зачем мы читаем? Возможные ответы: узнать что-либо новое, стать духовно богаче, для отдыха и т. д.

   Совершенно верно. Роль книги в нашей жизни огромна и многогранна. Разве не чудо, что покрытые значками страницы знакомят нас с сокровенными мыслями лучших умов Вселенной, что книга, подобно машине времени переносит нас в прошедшие и грядущие столетия или то, что ограниченное  количество букв и слогов вызывает  у вас радость и боль, печаль и надежду, негодование и любовь. Книга делает нас современниками и собеседниками слепого Гомера, ироничного Вольтера, гениальных Пушкина и Достоевского. Это и лекарство от скуки: « Когда я вижу, когда люди, не зная, куда девать свободное время, изыскивают самые жалкие занятия и развлечения, я разыскиваю книгу и говорю внутренне: этого одного довольно на всю жизнь» Ф. М. Достоевский. Ему вторит К. Зелинский: «Общество книг может доставлять величайшее наслаждение».

   Книга – самый главный и изначально  самый правильный источник информации и её хранитель, без которого огромное человечество будет топтаться на месте и без конца повторять свои ошибки. Тому есть неопровержимые факты. Несколько веков тому назад в Америке, когда там ещё не было ни одного «стопроцентного» американца, жил и трудился удивительный и сказочный народ – майя. До сих пор учёные не знают, как, каким образом, какой фантастической силой построены города майя? Для кого выложены на огромных плоских пространствах таинственные каменные знаки, такие большие, что целиком их можно рассмотреть только с высоты самолёта. На сотни лет раньше других цивилизаций майя ввели понятие нуля, делали успешные операции по трепанации черепа, изобрели колесо, календарь, знали звёздное небо. Может быть, мы бы и узнали об этом, если бы испанец Диего де Ланда, прибывший на корабле в Америку для привития европейских ценностей  «дикарям»,  не приказал собрать все индейские книги и сжечь их вместе с теми, кто умел их читать. Могучее дерево цивилизации майя было выкорчевано с корнем. Прямые потомки древних майя живы, но, лишённые знаний, они ничем не владеют, их называют дикарями. Теперь учёные всех стран по крохам собирают и восстанавливают таинственную историю загубленного народа. Сейчас обнаружено только 3 текста, которые не успел уничтожить де Ланда. Можно с уверенностью сказать, что если бы не произошло этого печального события, история мировой цивилизации пошла бы более быстрым путём.

   В Древней Руси к книге относились с особым уважением, существовал культ книги, а чтение вслух для неграмотных считалось «богоблаженным» делом. О грамотном человеке говорили: «Он горазд говорить книгами». Это едва ли не высшая похвала. Летопись гласит, что в 1382 году при приближении Тохтамыша жители Москвы прятали книги в каменных храмах и колодцах в надежде на их спасение при пожарах. Не так уж много было и безграмотных людей на Руси, особенно среди мужского населения. Как показывают раскопки, на поясе у путешествующего русича были всегда три атрибута: гребень для расчёсывания волос, нож и писало – так называлась палочка с заостренным кончиком, чтобы при случае послать домой весточку, написанную на бересте. Особенно полезным считалось детское чтение, когда «незлобивый и высокоподобный ум ребёнка» способен быстро воспринимать и прочно запоминать всё новое. Чтение в России всегда считалось занятием достойным и полезным, его почитали как в крестьянских избах, так и в дворянских гостиных. Дети приобщались к книге и слову вообще благодаря рассказам, чтению вслух, домашним театрализованным представлениям. Уже тогда прекрасно понимали огромную роль знаний, полученных в процессе чтения для развития человека, для будущего всей страны.

   Выступление можно сопровождать показом компьютерной презентации «История книги и библиотеки», рассказывающей о тысячелетней истории создания книги, о знаменитых книголюбах, о современной книге и библиотеках. В конце презентации звучит «Песня о  библиотеке».

   Родители получают информацию о том, что данную презентацию учащиеся просматривают в ходе одноимённого библиотечного урока.

Роль семейного чтения в воспитании детей

Вот я уже дорос до лета.

Я прожил дней – не сосчитать.

Теперь я знаю: счастье – это

Приткнуться к маме и читать!

                                   Михаил Яснов

Будущее нации в руках матерей.

Оноре де Бальзак

   Домашние библиотеки, семейные чтения, пение, совместные походы в театр и музеи, домашние театры всегда были традиционны для русского общества, так как находятся у самых истоков формирования личности.  Ведь семья – это не только жильцы под одной крышей. Семь «я» живут вместе и заботятся друг о друге. Для развивающейся личности такое многоплановое общение в семье очень важно. Только в таком  непосредственном контакте с взрослыми возможно привить любовь ребёнку к книге. Когда же ребёнком никто не занимается, никто не разговаривает, когда он одинок и в его жизни нет места книги, когда свободное время он посвящает только планшету и компьютерным играм, тогда эту духовную нишу заполняет алкоголь, улица, наркотики, пустое времяпрепровождение и прочие беды, что в итоге может привести к национальной катастрофе.

   Одного мальчика спросили: «Для чего тебе две руки?», ожидая  от него, скорее всего, перечисления каких-либо дел, которые он может сделать руками. А мальчик подумал и сказал: «Одна рука для мамы, а другая для папы». Семейное чтение предполагает духовное общение семьи, упрочение невидимой связи между людьми, имеет неповторимый  библиотерапевтический  эффект. Давно замечено, что книга, кроме воспитательных целей, имеет способность лечить, например, заикание. Библиотерапия, как наука, возникла в 19 веке, и существуют научные труды на эту тему.

   Традиция семейного чтения всегда существовала на Руси, когда по вечерам большая семья собиралась вместе, и  кто-то один или по очереди читали книги, которые, как и традиции, передавали из поколения в поколение.  Об этом свидетельствуют и  бесчисленные колыбельные, прибаутки, песенки,  потешки, считалки, сказки, скороговорки, загадки, былины… Так происходило великое обучение не только грамоте речи, но и грамоте души. Вот как описывает атмосферу таких вечеров И. Бесстужев-Лада: «…вечер. Семья в сборе. Все сидят на своих любимых местах… Горит лишь одна лампа, под которой кто-то… читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают прочитанное».

    Многие известные люди  считают своими воспитателями в детские годы книги, услышанные и прочитанные в семье. Тому есть примеры:

    - Мы не знаем, взошло бы так ярко солнце русской поэзии  А. С.  Пушкин,  если бы не их совместные вечера с няней Ариной Родионовной. Любовь к книге он пронёс через всю свою короткую жизнь. Последний взор и слова умирающего поэта были обращены к книгам, стоящим в книжном шкафу: «Прощайте, друзья…»

Послушайте совет литературного гения: «Собираясь в дорогу, вместо пирогов и холодной телятины, я хотел бы запастись книгой»;

   - Цветаева М. И., талантливая поэтесса, выросла в семье, где царствовали музыка, искусство, книга и природа. «Мама… музыкант, залила нас музыкой, затопила, как наводнение… поила нас из вскрытой реки Лирики. После такой матери мне оставалось только одно – стать поэтом». Сестра, Анастасия Цветаева, вспоминает, что родители очень рано приобщили их к чтению, и книги «навсегда поселились в их душах», развивая эмоции, воображение, пробуждая поэтический дар;

   - В воспоминаниях  о детских годах писательницы  Ирины Грековой есть и горе, и бедность, и голод, но есть и праздник  - ежедневные  семейные чтения. «…Каждый вечер мы трое…приготовленные к предстоящему торжеству, лежали в своих кроватях, мама пристраивалась со своим рукодельем, а папа  брал книгу… и начинал читать. Это было чтение-ритуал, который не нарушался,  не смотря ни на какие бытовые трудности…  Даже в тяжёлые годы Гражданской войны, холодного и голодного военного коммунизма вечернее чтение не отменялось. Эти чтения… как я теперь понимаю,  были настоящим родительским подвигом ».     

   И таких примеров множество: семейные чтения и домашние библиотеки в семьях А. Н. Толстого, К. И. Чуковского, В. В. Маяковского, Л. Кэррола.  Л. Н. Толстой, сам рано лишившийся родителей и понимавший всю важность воспитания книгой, создал для крестьянских детей школу в Ясной Поляне и избу-читальню, где сам преподавал и читал книги детям.

   Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнку в жизни сопутствовал успех, а его основы закладываются в детстве. Обычно, центром семейной жизни, вдохновляющим её источником является мать. Она, как  внутренний очаг семьи, излучает тепло и ласку; она  - маленькое семейное солнце на небосклоне маленького семейного мира, источник уюта и доброты – характерные черты русской женщины. В рассказе В. Голявкина мальчики разговаривают: «Я скоро пойду в 3 класс».

«А я - в 4 класс». Пятилетний ребёнок расстроился: «А куда же я пойду? Все куда-то идут». Тут его с балкона позвала мама, и мальчик обрадовался: «А я пойду к маме».

   Именно мама больше всех понимает роль чтения в жизни ребёнка. Такой пример – Панова Вера Фёдоровна, русский прозаик, драматург, сценарист. В семье, где она выросла, была удивительно тёплая, духовная атмосфера, построенная на уважительном отношении друг к другу, на передаче детям лучших семейных традиций и духовных ценностей, важнейшим из которых была внутренняя потребность в чтении, страстная любовь к книге. Традицию семейного чтения она продолжила и в своей семье, со своими детьми, где тоже царил культ книги. Даже имя дочери  - Наташа – было подсказано книгой Л. Н. Толстого «Война и мир» и её героиней Наташей Ростовой. Воспоминания детей Веры Фёдоровны и её знакомых позволяют воссоздать удивительный мир семьи, где красной нитью через всё воспитание проходит мысль о роли матери, семьи в приобщении ребёнка к чтению. С какой благодарностью говорят дети о родителях, которые читали им вслух:

 - «Благодаря этим стихам я до сих пор берегу все свои игрушки… Я стараюсь сохранить верность не только игрушкам, но и друзьям и близким»  Оля, 10 лет, г. Петропавловск;

 - « «Алые паруса» изменили моё отношение к людям. Ведь приветливым и добрым быть  совсем не трудно. Когда ты сам добр к людям, они отвечают тебе взаимностью. Спасибо родителям за книгу» Регина, 8 класс, г. Челябинск.

   Дети – благодарные слушатели, а «чтение для их ума, как тёплый дождик для всходов» (русская народная пословица). Если ребёнок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, тогда и в школе он будет интересоваться разносторонней информацией, которую можно почерпнуть, главным образом, из книг. Чтение совершенствует память и внимание, от которых зависит умственная работоспособность. Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз.

   Семейное чтение в последнее время имеет тенденцию к возрождению, так как  многие родители уже воспринимают его как развивающую среду для своего ребёнка. Целый ряд факторов обуславливает значимость семейных чтений:

   - семейное чтение является наиболее древним и проверенным способом воспитания человека;

   - семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, формирует потребность в чтении, способствует раннему и правильному овладению родной речью;

   - семейное чтение – эффективный способ социализации подрастающего поколения, оно создаёт почву для обмена мнениями взрослых и детей, способствует эмоциональному обогащению сторон;

   - чтение вслух важно для детей, так как они учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное; пожилые же  люди меньше ощущают одиночество и в естественно-книжной форме без нравоучений передают детям свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребёнка и руководить  им;

Семейная сказка

   Сказка есть самая здоровая пища,

     есть самый  насущный  и питательный хлеб.

      К. И. Чуковский

Недаром дети любят сказку,

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа…

В. Берестов

В истории литературы есть такой термин «семейная сказка» Это книга, которая стала результатом родительского воспитательного процесса. Например:

- Антоний Погорельский написал повесть «Чёрная курица»  для своего племянника Алёши с целью привития ему высоких нравственных качеств;

- К. И. Чуковский написал много сказок и стихов для своей дочери Муры  и ввёл её, как героиню в свои книги;

- Алан Милн  для своего сына Кристофера написал чудесную книгу «Винни Пух», в которой героями стали сын и его игрушки, которые отец покупал ему с самого рождения: Пятачок, Иа, Кенга и др.;

- Льюис Кэррол написал книги об Алисе для  дочерей своих друзей Лиддел,  с которыми он проводил много времени, не имея собственной семьи. Но, помня детские чтения, которые были традиционны в его семье, он много занимается с детьми друзей и по их же просьбе сочиняет «Приключение Алисы»;

- Р. Л. Стивенсон написал «Остров сокровищ», играя с сыном в пиратов;

- Домохозяйка Астрид Линдгрен сочиняла сказки для своих детей. Заболевшей дочери она рассказала сказку про Пэппи  ДлинныйЧулок, записала в самодельную книгу и подарила, а затем, по совету детей, отнесла её в издательство;

В результате родительских изысканий литературный мир пополнился множеством замечательных  произведений для детского чтения.

Сказка — ненавязчивое воспитательное средств, она не выступает в роли ментора, в сказках нет прямых нравоучений (сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок), чего не любят дети, она  «не учит жить», зато сказка создает условия для максимальной реализации потенциала человека.

В сказках целая россыпь народной мудрости, богатство языка, множество разных героев, сюжетных линий, да и сказки бывают разными: волшебные, бытовые, сатирические , о животных и др. На примере героев сказка передаёт нравственные ценности, правила поведения. Причем, занимательные приключения героев, образность языка делают даже самую суровую мораль интереснее, приемлемее, безопаснее. Человек может осознавать неожиданно связь сказочной истории со своим поведением.

   Кроме всего, сказка во все времена являлась любимым детским чтением, да и многие взрослые несут через всю жизнь любовь к сказке, поэтому зачастую традицию семейных  вечеров  рекомендуют  начинать, именно,  со  сказки.

Домашние библиотеки

Рекомендации по организации

Если путь прорубая отцовским мячом,

Ты солёные слёзы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал, что почём, -

Значит, нужные книги ты в детстве читал!

В. С. Высоцкий

   Традиция иметь домашние библиотеки всегда была распространена в нашем обществе. Какие нужны книги, чтобы в семье подрастал маленький умница, эрудированный без зазубривания и давления взрослых?

   Нельзя дать точного рецепта для комплектования домашней библиотеки. Каждый подбирает книги по своему вкусу, да и не каждый родитель – родитель-педагог. В старой России настоящие дворяне могли доверить английский и французский своего ребёнка гувернанткам, а вот чтением своих детей руководили сами: понимали, насколько это важно.

   Есть книги, которые оказывают на психику ребёнка не благотворное, но разрушающее влияние. Речь идёт о некоторых произведениях  низкопробной массовой литературы – ужастики, мистика, примитивные детективы, внедряющие жестокость и насилие, легкомысленное отношение к смерти и страданиям, к ценностям жизни вообще. Исключить их из репертуара ребёнка волевым усилием нельзя, но можно противопоставить им полноценную гуманную литературу.

   Выбор хорошего круга чтения – большой родительский труд. Не стоит увлекаться количеством: домашняя библиотека тем лучше, чем меньше в ней книг, которые после прочтения ставятся на полку и больше не снимаются. Хорошая библиотека – это продуманное собрание книг, в котором случайные книги появляются редко и , обычно, не задерживаются. Чтобы ребёнок полюбил чтение, очень важно создать его собственную домашнюю библиотеку, которая бы органически влилась в вашу семейную библиотеку.

- Хорошо, если в комнате вашего ребёнка на стене с самого детства будет висеть зоогеографическая карта мира с яркими материками, морями и животными, их населяющими. Это может быть и алфавит, и  таблица умножения и множество других полезных карт. До школы ещё далеко и не надо ничего учить, всё само запомниться, и когда придёт время, у вас не будет проблем ни с местом нахождения Нигерии, ни с таблицей умножения. Главное, понять, что ребёнок запомнит в игре (и на всю жизнь) гораздо раньше всю информацию, чем зададут в школе и без зазубривания и без давления.

- Хорошо в доме иметь большие атласы: России и мира. Они стоят недёшево, поэтому подскажите родственникам: это хороший подарок и на всю жизнь. Конечно, нельзя воспитать ребёнка без лыж, коньков и велосипедов.  Но вот что интересно: лыжи будут уже сломаны, коньки не налезать на ногу, а атлас будет «работать» всегда, сколько бы не прошло лет. Придёт время, и вы покажете своему ребёнку, где проходило путешествие Нильса с дикими гусями, где именно находится штат Канзас, в котором началось путешествие Элли, а уж потом он сам захочет почитать Жюля Верна с атласом в руках.

- Дома надо иметь словари, как минимум, два: орфографический и толковый. Энциклопедии и научно-познавательную литературу  приобретать ту, которой будут пользоваться долгие годы.

- Золотой фонд детской научно-популярной литературы можно сформировать из книг Е. Чарушина,  Г. Снегирёва, В. Бианки, Н. Сладкова.

 К. Паустовский, М. Пришвин – лучшие представители натуралистической школы. В их произведениях звенящая красота природы, богатое сочное русское  слово, мораль и нравственность.

  -  Библиотека одной книги. В дореволюционное время, особенно, у крестьян в доме была лишь одна книга  - Библия, Книга книг. Учитывая её огромный информационный материал, она фактически заменяла целую библиотеку.  Библия для детей вернулась в детское чтение после долгого перерыва. Все народы мира знакомят детей с основными постулатами своих религий, растят на них. Мы не должны стать исключением, в нашем народе сильны православные традиции. Читайте ребёнку Библию, её поэзия  даст силы для труда души; ходите с ним в Храм – это настроит его сердце на возвышенный лад и вызовет стремление к праведной, добродетельной жизни, а в дни утрат утешит и укрепит .

   - Художественная литература. Какая? В каких изданиях? Классиков можно почитать вместе – Фета, Тютчева. Опросы школьников выявили интересный факт: если в доме есть классика, её обязательно прочитают, а взятая в библиотеке книга – скучная и неинтересная. Как это может быть? Очень просто: нельзя читать в спешке, к завтрашнему уроку. Литература на то и называется художественной, что читать её надо с удовольствием, ясно представляя и мысленно сопереживая развитию сюжета. Всякая торопливость здесь важна по сути. Пушкин! От чтения его книг дети будут богаче знанием, радостью. Слово  «Пушкин  сольётся в их сознании со словами красота, поэзия, Родина. Не бойтесь, что дети чего-то не поймут, всё поймут отлично. Дети ведь несравненно умнее, чем думают о них некоторые взрослые. А ум надо питать, а уж кому его питать, как не Пушкину»  В. Ф. Панова.

   - Доброта фольклора представлена  в русских сказках. Сказка – ступень вхождения в страну знаний, в мир культуры. Как говорил К. И. Чуковский, «сказка есть самая здоровая пища, не лакомство, а самый насущный и питательный хлеб». Есть много сказок, которые помогут детям мыслить логически, разовьют воображение. Для этих целей  можно использовать  русские народные сказки, народные сказки народов мира, литературные сказки А. Н. Толстого, В. И. Даля, А. Погорельского, А. Волкова , Л. Гераскиной и др.

   - Традиционна сильна английская детская литература ( Л. Кэррол,  А. Милн,  Д. Толкиен, Д. Биссет), скандинавская (Г. Х. Андерсен, С. Лагерлёф, А. Линдгрен, Т. Янссон). Сказки Шарля Перро хорошо сочетать с рассказом о самом авторе, его насыщенной интересной жизни, из которой он черпал прообразы для своих произведений. И  многие другие представители зарубежной классической литературы. Возьмём всё лучшее, что есть в мире, но не за счёт своего, национального, потому что народа без культуры не бывает. Не случайно, в годы войны гитлеровцы, стремясь уничтожить наш народ, разрушали памятники культуры, такие как усадьба Л. Толстого Ясная Поляна, дом П. И. Чайковского в Клину, дворцовые усадьбы под Ленинградом.

   Огромная россыпь детских  книг об истории нашего Отечества, о доблести предков, о тех, кто старается для Отечества сегодня щедро утолит потребность вашего ребёнка любить родную страну.  Ещё в прошлом веке великий педагог К. Д. Ушинский советовал растить детей на произведениях русского народного творчества, с помощью которого ребёнок познает язык и мораль своего народа, его многовековой нравственный опыт.  Это – книга И. С. Шмелёва «Лето Господне», серия книг С. Алексеева из истории нашей Родины, книги о ВОВ. Грустно и обидно бывает, когда встречаешь подростков, которые ничего не знают о величайшем подвиге своего народа, спасшего человечество от фашизма, не знают имён Зои Космодемьянской, Олега Кошевого, Александра Матросова. В домашней библиотеке должно найтись место для таких книг.

   Для библиотечных книг в домашней библиотеке должна быть отведена отдельная полочка, чтобы  они «не растворились» среди других книг.

   Если вы решили «почистить » свою домашнюю библиотеку, не надо ничего выбрасывать, как не надо выбрасывать кусочек хлеба. Вы поступите правильно, если отнесёте их в библиотеку, которой пользуетесь.

   Должны ли быть в домашней библиотеке периодические издания? На какие газеты и журналы надо подписываться? Если трудно определиться, надо совершить семейный визит в большую детскую библиотеку, получающую 10-тки названий периодических изданий. Родители никогда не пожалеют о потраченном времени. Смотреть, обсуждать и принимать решения будут всей семьёй.

   Нужен ли домашний каталог? Специалисты считают, что если в домашней библиотеке более 1000 книг для детей и взрослых, такой каталог нужен. В семье, где читают, всегда помнят, где, какая книга находится.

   Очень важно, чтобы у ребёнка воспитывалось бережное и любовное отношение к книге, чтобы он следил за порядком в своём книжном шкафу. В некоторых семьях стало хорошей традицией сохранять полюбившиеся  книги. Жизнь этих книг может быть долгой: их читали дедушки, бабушки, папы, мамы, а теперь они станут друзьями ребёнка. Такая семейная традиция воспитает не только бережное отношение к книге, оно дополнится чувствами к самым дорогим людям. Сближают родителей и детей совместная покупка книг, их ремонт, наведение порядка в домашней библиотеке, и конечно совместное чтение и обсуждение прочитанного.

 Библиография:

Тихомирова И. И. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря. – М.: РШБА, 2014. – 464 с. – (Приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия «В помощь педагогу-библиотекарю».  Вып. 4- 6)

Тихомирова И. И. Добру откроем сердце: школа развивающего чтения: метод. пособие для руководителей детского чтения, снабжённое текстами литературных произведений для обсуждения с подростками. – М.: РШБА, 2015. – 344 с. – (Приложение к журналу «Школьная библиотека» Серия 1. Вып. 3)

Тихомирова И. И. Психология детского чтения от А до Я: методический словарь-справочник для библиотекарей. – М.: Школьная библиотека, 2004

   Семейное чтение в год семьи / сост. Т. Д. Жукова, - М.: РШБА, 2008. – 320 с.

Кубасова О. В. Как помочь ребёнку стать читателем: метод. пособие. – Тула: Родничок; М.: Астрель, АСТ, 2004. – 237 с., ил. – (Библиотека учителя начальной школы)

Родительское собрание по детскому чтению: сборник. М.:РШБА.- 2007.

Тимофеева И. Н. Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти. – СПб., 2000.

Разгон Л. Э. Чёрным по белому. – М.: Малыш, 1982. – 31 с.

Интернет-ресурсы

Приложение

АНКЕТА  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

1.     В каком возрасте Вы начали читать?

2.     Когда Вы впервые пришли в библиотеку?

3.     Любите ли Вы читать?

4.      Много ли Вы читаете?

5.     Есть ли в Вашей семье домашняя библиотека?

6.     По какому принципу Вы собираете книги?

7.     Есть ли у Вашего ребенка в домашней библиотеке своя книжная полка?

8.     Какие книги на ней стоят?

9.     Читают ли в Вашей семье вслух?

10.                 Распределите по местам следующие категории:

- материальное обеспечение ребенка;

-духовно-нравственное воспитание;

-школа;

-семья;