Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Доступная среда

Информация о создании условий в учреждении для обучения детей-инвалидов (Программа "Доступная среда")

нформация о создании условий в учреждении для обучения детей-инвалидов (Программа "Доступная среда")

«От образования для всех — к качественному образованию для каждого»

Программа «Доступная среда» в МБОУ СОШ №35 направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы. 

Программа «Доступная среда» обеспечивает:

  • создание в МБОУ СОШ №35 специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
  • социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;
  • реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.

Ожидаемые результаты:

  • позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;
  • обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах,  выставках, конференциях различного уровня.

Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.

«Доступная среда» обеспечивает:

  • выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
  • осуществляет индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;
  • даёт возможность освоить детям с ОВЗ основную образовательную программу;
  • обеспечивает интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении.

Основные задачи  программы «Доступная среда»:

1. Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:

   1.1 Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.

   1.2 Осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.

   1.3 Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение.

2. Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:

   2.1 Сориентировать коллектив МБОУ СОШ №35 на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ.

   2.2 Повысить  профессиональную компетентность педагогов и специалистов.

   2.3 Формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.

3. Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:

   3.1 Информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании  безбарьерной среды в МБОУ СОШ №35.

   3.2 Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ.

Организация совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с ОВЗ в программе «Доступная среда»:

  • развитие ключевых компетенций детей за счёт организации информационно-образовательного пространства школы; 
  • реабилитация и сохранение физического и психического здоровья учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение детей

Важную роль в определении образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья играют психолого-медико-педагогические комиссии (далее – ПМПК). В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утверждённым приказом Министерства образования и науки от 24 марта 2009 года за № 95, ПМПК проводят комплексное обследование детей; осуществляет подготовку рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания; оказывают федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействие в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, оказывают консультативную помощь родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении.

Родителям

Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива школы и школьной жизни. 
Включающее образование обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива. 
Включающее образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. 
Включающее образование базируется на восьми принципах: 

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 
  • Каждый человек способен чувствовать и думать. 
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 
  • Все люди нуждаются друг в друге. 
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. 
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. 
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. 
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. 

Информационное обеспечение

Информационно-образовательная среда ОУ включает в себя

  • совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, включая формирование жизненной компетенции, социализации и др.), 
  • культурные и организационные формы информационного взаимодействия с учётом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, 
  • компетентность участников образовательного процесса в решении развивающих и коррекционных задач обучения детей с ОВЗ с применением информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), а также наличия служб поддержки применения ИКТ.

В нашей школе обучаются 14 человек с ограниченными возможностями здоровья, одни из них – дистанционно на дому, один – на дому, другие - традиционно. Очень часто мы не догадываемся, что перед нами ребенок с ограниченными возможностями здоровья, значит эти дети адаптированы к созданным школьным условиям.

Программа "Доступная среда" действует с сентября 2011 г. В рамках ее реализации в школе проведены работы по замене дверей, установлен пандус, получено новое компьютерное оборудование. Этим оборудованием могут пользоваться все дети школы, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.

В Конституции Российской Федерации и Законе Российской Федерации «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Создание безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья регламентируют Статья 15 Федерального закона     от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Поручения президента Российской  Федерации  от  17.04.2009 № ВП-П13-6734 о   мерах  по   реализации основных положений Послания Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской    Федерации от 12.11.2009, Государственная программа Российской  Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы.

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья  в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д. Воробьева»

В основе работы с детьми ОВЗ в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д. Воробьева» лежит социальная адаптация, предоставление равных возможностей для всех учащихся.

Процесс обучения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в школе строится следующим образом:

· учреждение реализует программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

·  групповые занятия – посещение уроков с классом (по расписанию класса);

·  индивидуальные занятия – дети занимаются с педагогами индивидуально.

Условия поступления.  

В  школу образовательным программам начального общего, основного общего образования принимаются все подлежащие обучению граждане, проживающие на данной территории и имеющие право на получение образования соответствующего уровня при наличии свободных мест.

 В соответствии с программой «Доступная среда» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д. Воробьева» стремится создать универсальную безбарьерную среду, позволяющую обеспечить совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития. 

Информация

об участии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35

им. К.Д. Воробьева» в программе «Доступная среда»

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №297 утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы (далее — Государственная программа).

Одной из основных целей Государственной программы является: формирование к 2016 году условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Одной из основных целей государственной политики при реализации данной программы является создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития и рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных организациях. Необходимым условием реализации указанной цели является создание в общеобразовательной организации универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

В рамках Государственной программы принята подпрограмма 1 «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» (далее — Подпрограмма 1).

Перечень основных мероприятий Подпрограммы 1 и направлений реализации данных мероприятий приведен в приложении № 3 к Государственной программе.

В Приложении №3 к Государственной программе определен перечень основных мероприятий, в том числе в рамках принятой подпрограммы 1 «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения», а именно: в п. 16 указанного перечня предусмотрено основное мероприятие 1.16 «Создание в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом».

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении.

Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Федеральном законе «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-Ф3. Согласно указанному закону, инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Основным направлением реализации мероприятия Подпрограммы 1 является: создание в общеобразовательных организациях, реализующих программы общего образования, необходимых условий для обучения детей-инвалидов (устройство пандусов, расширение дверных проемов, замена напольных покрытий» демонтаж дверных порогов, установка перил вдоль стен внутри здания. устройство разметки, оборудование санитарно-гигиенических помещений, переоборудование и приспособление раздевалок, спортивных залов, столовых, классных комнат, кабинетов педагогов-психологов, учителей-логопедов, комнат психологической разгрузки, медицинских кабинетов, создание информационных уголков с учетом особых потребностей детей-инвалидов, установка подъемных устройств, приобретение специального, в том числе учебного, реабилитационного, компьютерного оборудования и автотранспорта, и др.) (основное мероприятие 1.16 Приложения № 3 к государственной программе).

На основании соглашения от 23 сентября 2015 года № 1245 между Комитетом образования и науки Курской области и Администрацией г. Курска Курской области, МБОУ «Средняя школа № 35 им. К.Д. Воробьева» в 2015 году включено в программу «Доступная Среда».

Согласно п.1.6 Соглашения от 23.09.2015 № 1245, размер субсидии, предоставляемой МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д. Воробьева» на реализацию мероприятий по формированию сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, составляет в общей сумме 1493659,00 руб., в том числе:

- 917836.00 руб. - объем субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий. В 2015 году уведомлениями комитета образования города Курска до МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д. Воробьева» доведены объемы бюджетных средств, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии, предоставленные из федерального бюджета, областного бюджета и средства местного бюджета на софинансирование расходов на проведение мероприятий по формированию общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов в рамках реализации государственной программы «Доступная среда» на 2013-2015 годы, с указанием кодов бюджетной классификации выделяемых средств, типа средств, источника финансирования, объема средств на общую сумму 1493659,00 руб., в том числе, уведомлением № 6271 объем субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий, в сумме 917836,00 руб.

Свод правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий
и сооружений для маломобильных групп населения» предназначен для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее -маломобильных групп населения, МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах «универсального проекта» (дизайна) (пункт 1.1 СП 59.13330.2012).

Согласно п.1.2 СП 59.13330.2012, требования данного документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.

СП 59.13330.2012 предусматривает, в том числе, требования к помещениям и элементам, специальные требования к местам обслуживания МГН в общественных зданиях, в том числе, к зданиям и помещениям учебно-воспитательного назначения.

В соответствии с пп.1.5-1.6 СП 59.13330.2012, проектные решения, предназначенные для МГН, должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении:

- досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории;

- безопасности путей движения (в том числе эвакуационных и путей спасения), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда МГН;

эвакуации людей из здания или в безопасную зону до возможного нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов;

- своевременного получения МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе и т.д.;

- удобства и комфорта среды жизнедеятельности для всех групп населения.

  В МБОУ «Средняя школа № 35» в 2016 году были созданы достаточные условия для обеспечения равного доступа к качественному образованию всех категорий учащихся.

В целях реализации требований Закона № 181-ФЗ приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 № 605 утвержден Свод Правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (СП 59.13330.2012) (далее - СП 59.13330.2012), были проведены ремонтные работы в соответствии с проектным заданием, согласованным с Комитетом социальной защиты населения и опеки города Курска, и проектом, разработанным ООО «Коммунстройпроект»:

- произведена перепланировка и ремонт (облицовка керамической плиткой стен, покраска потолка, установка сантехнического оборудования) существующего подсобного помещения под санузел для МГН с расширением дверного проема, заменой дверного блока и отделкой помещения;

- произведено устройство новых керамических полов в санузле для МГН, в связи с высокой степенью износа заменено покрытие из линолеума в кабинете для МГН;

- установлен вертикальный подъемник, в связи с аварийным состоянием заменено ограждение крыльца, произведена облицовка площадки и ступеней крыльца по причине сколов и трещин в покрытии;

- заменены пожарные рассечки (двери) в целях увеличения проема на путях следования к кабинету и санузлу для МГН;

- устроена (ранее не было) система водопровода и водоотведения в санузле для МГН;

- заменено электроосвещение в санузле, кабинете для МГН (уровень освещенности являлся недостаточным для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития. В соответствии с требованиями СанПиН он должен быть не ниже 500 люкс (лк), розеточные группы в кабинете для МГН;

- устроена сигнальная кнопка в санузле для МГН, дублирующая школьный звонок световым сигналом в местах доступных для МГН;

- приобретено необходимое компьютерное и реабилитационное оборудование:

В целях создания в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д. Воробьева» условий для совместного обучения детей инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, предусматривающих универсальную безбарьерную среду, школа была оснащена специальным, в том числе учебным, реабилитационным и компьютерным оборудованием для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов, а именно:

 

Наименование

Кол-во

Цель приобретения

1

Комплект оборудования для коррекционно-развивающего комплекса для детей с ограниченными возможностями здоровья в составе:

     1. Ноутбук Lenovo B50-30 – 4 шт.

     2.Акустические колонки Sven – 1 шт.

     3.Проектор мультимедийный Hitachi CP-EX в комплекте с кронштейном и кабелем – 1 шт.

       4.Доска интерактивная MimioBoard78 – 1 шт.

     5. Клавиатура Clevy (в комплекте накладка разделяющая клавиши+ ресивер) – 1шт. 

     6.МФУлазерное Canon image RUNNER 2202 – 1шт.

     7. Документ-камера (в комплекте: наушники с микрофоном) – 1шт.

1

       Приобретены в целях решения широкого круга задач в МБОУ «Средняя школа № 35» при   совместном обучения в учебном кабинете для ММГ детей инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, предусматрива-ющего универсальную безбарьерную среду и оснащение специальным, в том числе учебным, и компьютерным оборудованием.

4 ноутбука приобретены для:

     1 ноутбук с акустическими колонками – для обеспечения работы интерактивной доски, проектора, документ-камеры, МФУ лазерного;

       3 ноутбука, Клавиатура Clevy приобретены для индивидуальной обучающей и коррекционной работы с детьми-инвалидами в классе (Чурилов Кирилл – ДЦП,   ,,,,,,,,)

Клавиатура Clevy (в комплекте накладка разделяющая клавиши+ ресивер) - это адаптированные устройства для ПК. Приобретена в целях содействия в индивидуальной работе с компьютером детей с различными нарушениями зрительных и моторных функций, т.к. эта клавиатура с клавишами увеличенного размера, расположенных далеко друг от друга, а также в специальных накладках на клавиатуру, позволяющих расположить каждую кнопку в углублении – это исключает возможность одновременного нажатия разных клавиш.

Документ-камера снимает объемные предметы, документы и объекты микромира. Позволяет вывести на большой экран (интерактивную доску) все, что может понадобиться на уроке.

МФУ лазерное CanonimageRUNNER 2202 предназначено для распечатывания текстов и изображений в увеличенном размере для детей с нарушением зрения

2

Джойстик компьютерный Joystick SimplyWorks беспроводной (USB Compatible) (в комплекте Ресивер SimplyWorks Receive:2 для беспроводной связи (USB)

1

   Беспроводной компьютерный джойстик Joystick SimplyWorks обеспечивает рабочий диапазон в радиусе 10 метров. Устройство идеально подходит для индивидуальных занятий и тренировок в классе.
       Джойстик SimplyWorks предназначен для четкого перемещения курсора и его точного попадания на объект, расположенный на экране. Устройство откликается на малейшее прикосновение (0,5 Ньютон), имеет защиту от залипания кнопки, а также защиту от случайного нажатия. Является   идеальным средством для людей, имеющих проблемы с двигательными функциями.

3

Комплект оборудования для учащихся с нарушением слуха  (FM-передатчик AMIGO T+ FM-приемник AMIGO)

1

FM-система передает звук с микрофона преподавателя непосредственно на динамики слухового аппарата слабослышащего учащегося, что позволяет ему обучаться совместно с нормально слышащими учащимися инклюзивно.

4

Аппарат по коррекции речи и лечения заикания «АКР- 01 Монолог»

1

Предназначен для закрепления навыков коррекции речи, преодоления темпо-ритмических и интонационно-мелодических нарушений речи, а также для комплексной реабилитации.

5

Устройство для контроля собственной речи и развития фонематического слуха 

1

Данное устройство используется при занятиях с логопедом для развития фонематического слуха и  самостоятельного контроля речи у детей с нарушением слуха.
Ребенок сам себя слышит без искажений "внутренним слухом человека" и способен корректировать речь в зависимости от услышанного.

6

Тактильная игра «Рисуем на песке»

1

Игра дает комплексный образовательно-терапевтический эффект детям, с особенностями развития, а именно с нарушением опорно-двигательной системы и слабовидящим детям. В ходе работы улучшаться координация движений и ориентировка в пространстве, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, игра способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

7

Балансировочная доска с лабиринтом 

1

Предназначен для детей с нарушением опорно-двигательной системы, включая ДЦП. Способствует развитию координации движения.

8

Тренажер для развития координации движений «Шагомобиль»

1

Предназначен для детей с нарушением координации движения, включая ДЦП. Игровые упражнения с Шагомобилем позволяют развивать координацию движений ребенка, способствуют пониманию принципа установления равновесия и балансировки.

9

Парта 2-х местная регул. (рост 3-6)

14

Учебное оборудование приобретено для создания оптимальных комфортных условий пребывания при осуществлении совместного обучения в учебном кабинете для ММГ детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, предусматривающих универсальную безбарьерную среду.

10

Стул ученический регулируемый на прямоугольной трубе лакированная фанера/серый (рост 4-6)

28

11

Ученическое место для детей с нарушением ОДС (парта, стул)

1

Приобретено для создания оптимальных комфортных условий пребывания детей-инвалидов с проблемами опорно-двигательной системы в учебных помещениях.

Возможности:

- комфортное размещение учащегося, компенсирующее проблемы, вызванные особенностями здоровья;

- возможность длительного пребывания за учебным местом без ущерба для здоровья;

- уверенная опора, удобство движений для детей с ДЦП;

- соблюдение правил расположения ученика на рабочем месте.

12

Стол одноместный (тип конторка)

5

Это специализированное учебное место, обеспечивающее оптимальный физиолого-эргономический режим учащегося в условиях сохранения телесной вертикали. Для детей с нарушением опорно-двигательной системы.

13

Информационно-тактильный знак «Осторожно препятствие» (таблич-ка), 300х100 мм, рельефный, пластик 

2

Предупреждают о препятствиях

14

Информационный терминал в комплекте с программным обеспечением

1

Создает во входной зоне школы условия для доступности важности информации об учреждении (часы работы, часы приема, ФИО сотрудников, номера кабинетов, расписание занятий, анонсы событий и т.д.). Терминал выполнен с учетом особенностей детей с инвалидностью:

- для слабовидящих предусмотрены контрастные режимы отображения, экранная лупа, увеличения размера шрифта, режима приближения и удаления;

- для слабослышащих в терминал встроена информационная индукционная система, передающая аудиоинформацию напрямую на слуховые аппараты;

- для посетителей на инвалидных колясках вся информация и зона управления терминалом смещается в нижнюю часть.

Назначение образовательной программы школы - реализация личностно ориентированного подхода с целью создания максимально комфортных условий для раскрытия и развития личностного потенциала  и социализации каждого обучающегося, в  удовлетворении образовательных потребностей  обучающихся в обучении и воспитании.

Утверждены нормативно-правовые документы, утверждены учебные планы. Осуществляется контроль обучения детей-надомников в соответствии с учебными планами.

Осуществляется дистанционное обучение. Дистанционное обучение и развитие – это дополнительный, но не заменяющий ресурс.  Дистанционные занятия и Интернет- ресурсы  расширяют возможности ребёнка, вовлекают его в  разносторонний и разнообразный мир.

          В работе с детьми-инвалидами реализуем следующие задачи:

·     создаём условия для повышения эффективности и качества  образовательного процесса детей;

·     совершенствуем методические приемы;

·     изучаем и внедряем в педагогический процесс новые педагогические технологии с целью повышения качества ЗУН учащихся, повышения учебной мотивации, развития познавательного интереса;

·  создаем  комфортные здоровьесберегающие условия, хороший  психологический  климат в коллективе;

·       создаем  условия  для творческой работы и роста профессионального мастерства педагогов;

·       совершенствуем  систему стимулирования и поощрения творчески работающих педагогов.

·     Обучение продолжается. Педагоги постоянно являются участниками вебинаров на муниципальном, региональном, федеральных уровнях. Учителя принимают участие в региональных конференциях, муниципальных семинарах и круглых столах.

       Психолого-педагогическое сопровождение дистанционного и домашнего обучения   включает 4 направления:

·          Психолого-педагогическое сопровождение самого ребёнка-инвалида;

·    Психологическое консультирование педагогов, работающих с детьми-инвалидами, в т.ч. дистанционно;

·                Социально-психологическая подготовка учащихся классов и групп, контактирующих с ребёнком-инвалидом;

·                 Психологическая помощь  родителям детей-инвалидов.

 Для психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, в том числе и для детей-инвалидов, находящихся на дистанционном обучении, разработаны индивидуальные планы психолого-педагогического сопровождения. Они включают различные виды диагностической работы, консультирование, коррекционно-развивающие и адаптационные занятия. В процессе социально-психологического сопровождения идёт не только коррекция и развитие мотивационной и познавательной сферы, но и социализация. На индивидуальных занятиях развиваем мелкую моторику рук, познавательные способности, формируем мотивацию на успех, а также моделируем социально приемлемые формы поведения детей.

Второе направление - работа с педагогами. Это направление включает в основном консультативную работу, причём работа с педагогами, работающими с детьми-инвалидами дистанционно, отличается от типичных психологических консультаций тем, что и психолог, и педагог проходят этот путь вместе впервые. Поэтому такая работа больше похожа на совместный поиск решения, то есть проблемы и вопросы решаются в сотрудничестве.

Третье направление – работа с учащимися классов и групп, контактирующими с данной категорией детей  во внеклассной и внешкольной работе. Поскольку  дети-инвалиды  имеют специфические психологические особенности, не характерные для детей без  ОВЗ, важно готовить ребят к встрече и сотрудничеству с детьми-инвалидами, тогда адаптация и социализация их пройдёт легче и мягче. Это воспитание толерантности, милосердия, чувства сострадания, доброты, взаимоподдержки. Поскольку дети-инвалиды зачастую проявляют повышенную защитную реакцию, даже защитную агрессию, то ребят, которые общаются с ними, необходимо учить проявлять терпение, сдержанность, чуткость и понимание, что и делают наши педагоги.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений в процессе  социализации детей-инвалидов. Неоднократно на курсах, где все мы обучались и обучаемся, специалисты, много лет работающие с детьми-инвалидами, сообщали нам о том, что родители нередко либо преувеличивают проблемы воспитания, обучения и развития ребёнка – инвалида, либо преуменьшают. Роль педагогов и психолога состоит в том, чтобы совместно с родителями и родственниками  найти ту золотую серединку, при которой ребёнку дают возможность самостоятельно развиваться, само реализовываться, социализироваться, при этом не перегибать палку в сторону завышения требований и возможностей ребёнка-инвалида.