Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Доступная среда

Информация о создании условий в учреждении для обучения детей-инвалидов (Программа "Доступная среда")

нформация о создании условий в учреждении для обучения детей-инвалидов (Программа "Доступная среда")

«От образования для всех — к качественному образованию для каждого»

Программа «Доступная среда» в МБОУ СОШ №35 направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы. 

Программа «Доступная среда» обеспечивает:

  • создание в МБОУ СОШ №35 специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
  • социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;
  • реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.

Ожидаемые результаты:

  • позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;
  • обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах,  выставках, конференциях различного уровня.

Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.

«Доступная среда» обеспечивает:

  • выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
  • осуществляет индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;
  • даёт возможность освоить детям с ОВЗ основную образовательную программу;
  • обеспечивает интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении.

Основные задачи  программы «Доступная среда»:

1. Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:

   1.1 Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.

   1.2 Осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.

   1.3 Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение.

2. Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:

   2.1 Сориентировать коллектив МБОУ СОШ №35 на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ.

   2.2 Повысить  профессиональную компетентность педагогов и специалистов.

   2.3 Формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.

3. Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:

   3.1 Информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании  безбарьерной среды в МБОУ СОШ №35.

   3.2 Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ.

Организация совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с ОВЗ в программе «Доступная среда»:

  • развитие ключевых компетенций детей за счёт организации информационно-образовательного пространства школы; 
  • реабилитация и сохранение физического и психического здоровья учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение детей

Важную роль в определении образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья играют психолого-медико-педагогические комиссии (далее – ПМПК). В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утверждённым приказом Министерства образования и науки от 24 марта 2009 года за № 95, ПМПК проводят комплексное обследование детей; осуществляет подготовку рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания; оказывают федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействие в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, оказывают консультативную помощь родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении.

Родителям

Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива школы и школьной жизни. 
Включающее образование обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива. 
Включающее образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. 
Включающее образование базируется на восьми принципах: 

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 
  • Каждый человек способен чувствовать и думать. 
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 
  • Все люди нуждаются друг в друге. 
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. 
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. 
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. 
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. 

Информационное обеспечение

Информационно-образовательная среда ОУ включает в себя

  • совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, включая формирование жизненной компетенции, социализации и др.), 
  • культурные и организационные формы информационного взаимодействия с учётом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, 
  • компетентность участников образовательного процесса в решении развивающих и коррекционных задач обучения детей с ОВЗ с применением информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), а также наличия служб поддержки применения ИКТ.

В нашей школе обучаются 14 человек с ограниченными возможностями здоровья, одни из них – дистанционно на дому, один – на дому, другие - традиционно. Очень часто мы не догадываемся, что перед нами ребенок с ограниченными возможностями здоровья, значит эти дети адаптированы к созданным школьным условиям.

Программа "Доступная среда" действует с сентября 2011 г. В рамках ее реализации в школе проведены работы по замене дверей, установлен пандус, получено новое компьютерное оборудование. Этим оборудованием могут пользоваться все дети школы, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.

В Конституции Российской Федерации и Законе Российской Федерации «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Создание безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья регламентируют Статья 15 Федерального закона     от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Поручения президента Российской  Федерации  от  17.04.2009 № ВП-П13-6734 о   мерах  по   реализации основных положений Послания Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской    Федерации от 12.11.2009, Государственная программа Российской  Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы.

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».